США и Иран обменялись визитами в Москву |
| 2005-10-24 16:59:45 Сегодня в Москве пройдут переговоры высшего российского руководства, включая президента Владимира Путина, с советником президента США по вопросам нацбезопасности Стивеном Хэдли. Сегодня же для переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Москву прибывает его иранский коллега Манучер Моттаки. Совпадение этих двух визитов не случайно. Вашингтон рассчитывает убедить Кремль в необходимости введения жестких санкций против Ирана. А Москва надеется заставить Тегеран пойти на уступки, что лишило бы США аргументов для антииранских действий в Совбезе ООН.
Вашингтон торопится. Чуть больше недели назад в Кремле принимали госсекретаря США Кондолизу Райс, а сегодня здесь побывает другой высокопоставленный чиновник администрации США – прибывший в Москву накануне Стивен Хэдли. Тема переговоров та же – иранский ядерный кризис и твердое намерение Вашингтона перейти к активным действиям против этой страны. США планируют начать с введения Советом Безопасности ООН жестких международных санкций против Ирана. Однако этому может воспрепятствовать Россия, которая имеет в Иране вполне осязаемый финансовый интерес: с 90-х годов Москва занята реализацией многомиллиардного контракта на строительство в иранском Бушере атомной электростанции.
Между тем именно иранская ядерная программа используется Вашингтоном в качестве иллюстрации агрессивных намерений Тегерана. По убеждению США, под прикрытием развития атомной энергетики иранцы заняты разработкой ядерного оружия. Это, по мнению американцев, подтверждают и нежелание Тегерана в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ, и провал переговоров по этому вопросу между Ираном и "евротройкой" (Великобританией, Германией и Францией). Европейцы безуспешно пытались убедить Иран отказаться от собственных программ по обогащению урана на ядерном комплексе в Натанзе. Еще пару месяцев назад, когда переговоры между "евротройкой" и Тегераном были в самом разгаре, Вашингтон ясно дал понять, что в качестве красной черты в иранском вопросе рассматривает возобновление процесса обогащения в Натанзе. Однако Тегеран это предупреждение проигнорировал. Как уверяют иранцы, комбинат в Натанзе необходим им для производства ядерного топлива. Однако специалисты признают, что при желании на имеющихся там мощностях можно готовить начинку для ядерных зарядов.
Как полагают в Вашингтоне, основываясь на данных американской разведки, Иран уже через год-два сможет поставить на поток производство ядерных боезарядов. Одновременно в Иране продолжают разрабатывать средства доставки этих зарядов. Судя по всему, сегодня Стивен Хэдли представит российскому руководству данные относительно разработки в Иране оружия массового уничтожения, которые должны убедить Москву, что в случае бездействия мирового сообщества в ближайшее время под прицелом иранских ядерных ракет окажется и значительная часть российской территории.
Впрочем, пока Москва скептически относится к американским предупреждениям об иранской ядерной угрозе. Здесь любят вспоминать, что перед вторжением в Ирак Вашингтон, также ссылаясь на собственные разведслужбы, пугал мир оружием массового уничтожения Саддама Хусейна, которого никто так и не увидел. Пока Россия чуть ли не активнее самого Тегерана отстаивает мирную направленность иранской ядерной программы и выдвигает инициативы, которые могут вывести Иран из-под удара. Так, в качестве компромисса российская сторона предлагает Тегерану отказаться от самостоятельных работ в деле обогащения урана. Взамен Москва готова создать на российской территории совместное с Тегераном предприятие по обогащению урана для обеспечения иранской атомной энергетики. Беда в том, что Тегеран не выказывает никакой заинтересованности в этом предложении и настаивает на собственном праве заниматься производством ядерного топлива.
Россия также рассчитывает уговорить Тегеран объявить хотя бы о частичном сокращении начатых работ по обогащению – например, на 50-70% или даже более. Как стало известно Ъ, в качестве бонуса в случае принятия иранцами этой идеи Москва готова пообещать Ирану расширение военно-технического сотрудничества, в первую очередь за счет глубокой модернизации иранской системы ПВО.
Впрочем, российские специалисты признают, что половинчатые меры по сокращению Ираном объемов работ по обогащению урана вряд ли удовлетворят США и потерявшую терпение "евротройку". Следовательно, рано или поздно Тегерану придется пойти на более серьезные уступки, иначе события будут развиваться по худшему сценарию. Эта мысль и станет основной на переговорах с главой МИД Ирана Манучером Моттаки, который сегодня прибывает в Москву. Скорого ответа на свои предложения Москва не ждет – господин Моттаки находится внизу иранской властной пирамиды и никаких самостоятельных решений принимать не может. Но и времени для раздумий у Тегерана нет: уже в конце ноября США намерены передать вопрос об иранской ядерной программе из ведения МАГАТЭ в Совбез ООН.
Как стало известно Ъ, до этого Москва рассчитывает убедить Тегеран отступить. В ближайшие две-три недели в Иран собирается глава Совбеза России Игорь Иванов. Именно ему предстоит поставить вопрос ребром: если Иран не пойдет на уступки, Россия умывает руки, и уже никто не сможет помешать США привести в исполнение свой план по урегулированию иранского ядерного кризиса.
Со своей стороны, Вашингтон, понимая финансовую заинтересованность России в реализации бушерского проекта, рассматривает возможность предложить Москве отступное. Согласно американскому замыслу, в ноябре Россия должна поддержать в СБ ООН введение санкций против Ирана. Но при этом в резолюции будет особо оговорено, что под эмбарго не подпадают российский проект по Бушерской АЭС, а также долгосрочные планы Москвы по сооружению других АЭС в Иране. Даже если на сегодняшних переговорах Стивен Хэдли об этом умолчит, ничто не мешает российской стороне намекнуть о таком варианте развития событий господину Моттаки. Так что к приезду в Тегеран Игоря Иванова иранцы вполне могут дозреть и пойти на попятную.
|