2005-10-28 10:11:14 Не исключено, что рыбаки задержанных 24 октября у норвежского острова Медвежий траулера «Капитан Горбачев» и рефрижератора «Дмитрий Покрамович» сейчас сильно жалеют, что не последовали примеру траулера «Электрон» и не сбежали от кораблей береговой охраны. Теперь, когда норвежцы выставили российским рыболовецким компаниям гигантский штраф, два российских судна и их экипажи вынуждены оставаться на месте до тех пор, пока эти деньги не будут уплачены. А фирмы -- хозяева траулера и рефрижератора пока не могут (да и не очень хотят) платить.
За нарушение правил рыбной ловли -- перегрузку улова с борта траулера в трюмы рефрижератора без уведомления властей -- с ОАО «Архангельский траловый флот», владеющего «Капитаном Горбачевым», Норвегия хочет слупить 900 тыс. крон (140 тыс. долл.). ЗАО «Мурманрыбпром», которому принадлежит «Дмитрий Покрамович», должно заплатить и того больше -- 1,25 млн крон (190 тыс. долл.). Эти цифры приводились в сообщении губернаторской администрации Шпицбергена. Гендиректор «Мурманрыбпрома» Владимир Загоровский отметил, что эта сумма для компании «практически неподъемная». Глава АТФ Юрий Никулин в свою очередь заявлял, что платить не намерен, поскольку рыбаки действовали «в соответствии с российской нормативной базой для этого района».
Однако документы, полученные мурманскими рыбопромышленниками из Норвегии, еще более запутывают ситуацию. Во-первых, почему-то растут штрафные суммы. Так, гендиректор Союза рыбопромышленников Севера Геннадий Степахно вчера сообщил, что в требовании банковских гарантий об уплате штрафа «Дмитрию Покрамовичу» стоит уже большая сумма -- 3 млн крон. Ранее АТФ также получил факс от норвежцев, где были указаны не озвученные властями Шпицбергена 900 тыс. крон, а 2 млн. Во-вторых, по словам Геннадия Степахно и Юрия Никулина, документы подписаны почему-то еще 15 октября, более чем за неделю до задержания. Представитель АТФ считает, что это месть рыбакам за траулер «Электрон», а гендиректор Союза рыбопромышленников заявил: «Норвежские власти уже тогда были готовы к соответствующим действиям, которые можно квалифицировать как преднамеренные и направленные на вытеснение нас из этой зоны промысла».
Тем временем российские рыболовецкие суда и их экипажи продолжают оставаться близ острова Медвежий, поскольку норвежские ВМС намерены отпустить их только после уплаты штрафа или предоставления банковских гарантий. Капитанские мостики траулера и рефрижератора контролируются норвежскими офицерами. Такая ситуация может продлиться неопределенно долго, поскольку пока ни одна из конфликтующих сторон не намерена уступать.
Для разрешения ситуации наши рыбопромышленники обращались и к российским властям: в МИД, в Минсельхоз, в «Росрыболовство», предлагали поднять вопрос о траулерах на совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, заседающей в Калининграде. Так, г-н Загоровский просил государственные органы разъяснить «Мурманрыбпрому», какого законодательства компании придерживаться в этом инциденте -- российского или норвежского. Но похоже, что наши власти пока сами не в состоянии дать рыбакам внятные инструкции, как вести себя в акватории Шпицбергена.
Наши суда были задержаны в 12-мильной зоне острова Медвежий. Установившая эту зону норвежская сторона полагает, что она вправе контролировать рыбный промысел в этой акватории, задерживать и штрафовать суда, не выполняющие требования их законодательства. Российская сторона считает введение подобных норм чуть ли не самоуправством, направленным на вытеснение наших рыбаков из вод Шпицбергена. Но идти на открытый конфликт Москва не готова, предпочитая путь переговоров.
Максимум, на что пошли наши власти во время последних инцидентов в Баренцевом море, -- высылка навстречу беглому траулеру «Электрон» большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». Он встретил рыболовецкое судно на границе наших территориальных вод и, как выразился главком ВМФ адмирал Масорин, "осуществил мониторинг российской морской границы с целью недопущения ее нарушения иностранными кораблями".
Во время задержания «Капитана Горбачева» и «Дмитрия Покрамовича» вопрос о направлении сил Северного флота в район острова Медвежий уже не поднимался.
МИД России пока комментирует ситуацию в исключительно уклончивых и обтекаемых формулировках. Вчера Григорий Карасин, занимающий пост замминистра иностранных дел, заявил: "Я хочу выразить надежду, что эти досадные эпизоды подтолкнут международно-правовое решение по всему тому, что происходит вокруг территориальных вод и рыболовства, по всему комплексу вопросов. Важно раз и навсегда установить международно-правовую систему, которая бы была приемлема и для России, и для Норвегии". С тем, что «приемлемая международно-правовая система» необходима, спорить глупо. Но что делать сейчас, в конце октября 2005 года, с арестованными судами, МИД не может или не хочет объяснить.
Пока на материке конфликтующие стороны пытаются как-то договориться, в районе острова Медвежий погода начинает портиться. Вчера к вечеру сила ветра достигала 7 баллов, шторм усиливался. Юрий Никулин сообщил, что траулер «Капитан Горбачев» получил приказ при дальнейшем ухудшении погоды сниматься с якоря и искать укрытие, чтобы не рисковать экипажем и судном.
|