Сила вето в его неприменении |
| 2005-10-31 11:43:39 Сегодня в Нью-Йорке по инициативе США состоится заседание Совета Безопасности ООН на уровне глав внешнеполитических ведомств. К этому заседанию Франция, США и Великобритания предложили проект резолюции по мерам в отношении Сирии на основании промежуточного доклада комиссии Детлева Мехлиса. Эта комиссия расследует убийство экс-премьера Ливана Рафика Харири. Накануне заседания спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ побеседовала об этой сложной ситуации с постпредом России в ООН Андреем ДЕНИСОВЫМ.
-- Необоснованные заявления США о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения спровоцировали в 2003 году иракскую войну. Вам не кажется, что теперь похожая история разворачивается вокруг Сирии?
-- В Ливане имел место масштабный террористический акт, унесший жизнь не только крупного политика общеарабского масштаба, весьма уважаемого и в других регионах, экс-премьера Ливана Рафика Харири, но и еще 22 человек. Совбез ООН единодушно выразил полное доверие деятельности комиссии по расследованию. Она была сформирована решением Совбеза, а ее глава, немецкий следователь-профессионал Детлев Мехлис, наделен мандатом СБ ООН.
-- Однако доклад следователя Мехлиса был использован как предлог для составления франко-американского проекта резолюции, направленного против Сирии...
-- Доклад Мехлиса -- это обстоятельный документ, имеющий промежуточный характер. Совбез выступает за продление работы комиссии, чтобы восполнить оставшиеся в расследовании пробелы. И не более того. Все остальное в наши компетенцию и намерения не входит.
-- Продление мандата комиссии до 15 декабря вызвано неудовлетворенностью результатами расследования?
-- Один из выводов комиссии Мехлиса гласит, что сирийская сторона недостаточно полно сотрудничает с расследованием. Продление мандата дает комиссии дополнительное время для поиска недостающих звеньев с тем, чтобы выявить полную картину теракта. Степень достоверности промежуточных выводов комиссии оценивается по-разному. Одни однозначно считают доказанной причастность Сирии. Другие, в том числе и мы, напоминают о презумпции невиновности. Если предположений больше, чем достоверных фактов, то политические выводы должны быть осторожны.
-- В проекте резолюции нет призыва к немедленному введению международных санкций против Сирии?
-- В нем говорится о возможности прибегнуть к мерам, предусмотренным Уставом ООН для адресного воздействия на отдельных лиц. Речь идет о возможности введения несиловых мер в отношении людей, которые могут быть отнесены при наличии доказательств к числу участников подготовки и проведения террористического акта.
-- Резолюцию поддерживают США, Франция и Великобритания. Есть ли вероятность того, что два других постоянных члена Совбеза, Россия и Китай, используют право вето?
-- Право вето -- нечто абсолютное. Любой из пяти постоянных членов Совбеза может его использовать при голосовании. Но это оружие лучше держать в чехле. Его сила в его неприменении.
-- Существуют ли альтернативные проекты резолюции?
-- Нет. Достаточно имеющегося проекта, обсуждение идет вокруг него. Совбез пришел к общему пониманию по двум моментам. Во-первых, следует согласиться с просьбой правительства Ливана продлить работу комиссии, дабы восполнить недостающие звенья в картине теракта. Во-вторых, нужно послать сигнал сирийской стороне, чтобы та добросовестнее сотрудничала со следствием. Сирийская сторона демонстрирует готовность к сотрудничеству, о чем недвусмысленно заявил президент Сирии Башар Асад в интервью Си-эн-эн (12 октября. -- Ред.). Тем не менее СБ ООН считает нужным еще раз внятно заявить свою позицию.
|