Евросоюз оттягивает независимость Черногории |
| 2005-11-02 14:08:09 Сегодня в Нью-Йорке состоится заседание контактной группы по Балканам. В самый канун его проведения руководство ЕС резко ужесточило свою позицию в отношении предстоящего в будущем году референдума о независимости Черногории, выдвинув принцип "стандарты до референдума". Тот же принцип действовал до недавнего времени в отношении Косово и полностью провалился. Если ЕС удастся навязать свою формулу, Черногория грозит превратиться в новое Косово. Это вряд ли обрадует Россию, инвестировавшую в Черногорию немалые средства.
По информации Ъ из западных дипломатических источников, основное внимание на заседании контактной группы (куда входят представители России, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и ЕС) будет уделено Косово. Однако особых споров здесь не предвидится. На минувшей неделе Совбез ООН высказался за начало переговоров о статусе края, итогом которых, как предполагается, станет предоставление Косово условной (или отложенной) независимости. Ожидается, что контактная группа подтвердит решение Совбеза.
Это будет означать отказ мирового сообщества от формулы "стандарты до статуса", которая применительно к Косово предполагала достижение консенсуса между всеми политическими силами и этническими группами в процессе взаимодействия и лишь затем определение статуса края. Однако, по оценкам большинства экспертов и политиков, эта политика провалилась, поскольку не привела ни к возвращению в Косово сербов, ни к прекращению насилия со стороны албанских экстремистов. Ключевой порок этой формулы состоял в том, что "подвешенный" вопрос о статусе не стимулировал начала диалога между конфликтующими сторонами.
И вот теперь руководство ЕС и прежде всего координатор его внешней и оборонной политики Хавьер Солана, похоже, намерены применить эту формулу к Черногории. Во всяком случае, об этом свидетельствует последнее заявление ближайшего советника господина Соланы Кристины Галлах. "Стандарты референдума имеют приоритет над определением даты его проведения, а не наоборот",– заявила она.
Этот подход, по сути, означает требование отложить на неопределенный срок черногорский референдум, который намечен на весну будущего года. Право на его проведение гарантировано Белградским соглашением, которое в 2001 году подписали Сербия и Черногория и гарантом которого стал Хавьер Солана. Теперь же он фактически отказывается от данных от имени ЕС гарантий.
Стремление ЕС любой ценой отложить черногорский референдум объясняется просто. В Брюсселе полагают, что согласие Сербии на независимость Косово необходимо чем-то компенсировать. Ожидания такие в Белграде действительно есть. Но если сербские демократы видят компенсацию в ускоренной интеграции Сербии в Европу, то националисты не прочь в качестве отступного получить контроль над Черногорией. Получается, что ЕС становится на сторону сербских националистов, лидеры которых находятся на скамье подсудимых Гаагского трибунала.
Однако главная опасность не в этом. Даже в ходе последних балканских войн Черногория оказалась единственной республикой бывшей Югославии, сумевшей избежать межнациональных конфликтов. И если не позволить ее населению как можно скорее решить вопрос о статусе республики, такие конфликты могут возникнуть. Откладывание референдума в долгий ящик неизбежно приведет к радикализации не только сторонников и противников независимости, но и проживающих в республике нацменьшинств (мусульман и албанцев), которые в большинстве своем выступают за независимость. При этом, считают в Черногории, ответственность за дестабилизацию ляжет на ЕС. И это будет слишком дорогой платой за сохранение нынешнего сообщества Сербии и Черногории (СиЧ), крестным отцом которого был Хавьер Солана. Такой расклад вряд ли устроит и Россию, чьи компании за последние годы вложили в Черногорию немалые средства.
Впрочем, по мнению наблюдателей, у господина Соланы и ЕС есть возможность выйти из создавшейся ситуации, не потеряв лица,– поддержать идею о трансформации СиЧ в Союз независимых государств Сербии и Черногории и представить его как творческое развитие Белградского соглашения. Мол, так было задумано с самого начала.
|