Каха Бендукидзе: Это игра, в которую играют один раз |
| 2005-11-02 15:31:43 Этой осенью Россия уведомила Грузию о том, что будет поставлять газ по европейским ценам (по 110 долл. за тыс. кубометров), то есть раза в два дороже, чем сейчас. Новые расценки вводятся с 1 января 2006 года. К этому сроку Грузия должна также погасить задолженность в размере более 12 млн долл. за поставки газа. О том, как на это отреагировало руководство Грузии, в интервью «Времени новостей» рассказал грузинский госминистр по экономическим и структурным реформам Каха БЕНДУКИДЗЕ.
-- После назначения в конце прошлого года на пост министра вы сказали, что Грузия должна приватизировать и продать все, кроме чести и совести. Вы уже давно работаете в Грузии. Осталось ли у нее еще что-то, кроме совести и чести?
-- Много чего еще осталось, к сожалению... Давайте сразу решим: вы хотите скандальное интервью или нормальное? Я сторонник чистоты жанра. Как скажете, так и будет. Скажете: хочу скандальное -- будет вам скандальное. Нормальное -- будет нормальное.
-- Давайте лучше нормальное...
-- Тогда отмотайте пленку назад... Отмотали? Если говорить о том, какие объекты еще остались в Грузии в госсобственности, то многие. Например, энергетика: шесть гидроэлектростанций, Ингури-ГЭС, которая, правда, находится в зоне конфликта... Линии электропередачи, несколько тепловых станций. Но приватизация продолжается. Думаю, Грузия войдет в число стран с наибольшей долей частной собственности в экономике.
-- Российский бизнес в Грузии порой сталкивается с политическим противодействием. Так, велись переговоры о том, что "Газпром" примет участие в приватизации грузинского магистрального газопровода. Но как только это вызвало недовольство США, то Грузия от сделки отказалась.
-- Если вы хотите что-то купить, то одного заявления об этом ведь недостаточно? Например, мне понравилась ваша сумка. Я говорю, что хочу ее купить. Один раз я это сказал, второй -- а дальше я должен назвать цену, не так ли? Так вот, цена не называлась. Поэтому возникли сомнения: а хотели ли россияне купить этот газопровод на самом деле? Когда я спрашивал о цене, я не получал ответа.
-- С 2006 года Россия будет продавать Грузии газ по мировым ценам...
-- Давно пора.
-- Как вы думаете, переход на мировые цены на энергоносители в наших отношениях с Грузией станет эффективной мерой?
-- Знать бы еще, что такое мировые цены. Я недавно смотрел таблицу, по какой цене Грузия покупает электроэнергию. Грузия покупает ее дороже, чем какая-либо другая страна, которая покупает электроэнергию у России. Мы покупаем по цене 2,6 цента за киловатт, а Финляндия по цене 1,5 цента. Какая из этих цен является мировой? Большая или меньшая? В чем смысл фразы «перейти на мировые цены»? Россия покупает у Туркмении газ по 45 долл. за кубометр, Грузия у России -- по 60--65 долл. Какая из этих цен является мировой? У газа нет мировой цены. Мировые цены есть на нефть, на мазут, бензин. Кстати, их Грузия в России почти не покупает.
-- Считается, что та цена, по которой российский газ продается Грузии сейчас, сильно занижена. И некоторые российские политики считают повышение оправданным, учитывая не совсем дружественные отношения между странами.
-- Тогда это называется не «мировые цены», а по-другому. Эти политики должны сказать: «Мы хотим, чтобы они покупали газ как можно дороже». Тоже интересно. Пусть попробуют. Посмотрим, что выйдет.
-- А что выйдет?
-- Для России, я думаю, ничего путного не выйдет. В конце концов, есть страны, которые у России вообще не покупают газ. И ничего, живут.
-- А где Грузия будет покупать?
-- Найдет. Но это инструмент, которым Россия может воспользоваться только один раз. Достаточно нам один раз отказаться от покупок российского газа, и больше мы уже его не будем покупать. И огромная инфраструктура, которая была создана в России, чтобы поставлять газ в Закавказье, будет не нужна. Российские компании от этого потеряют гораздо больше. Это такая игра, в которую играют один раз. Россия предложила Украине покупать газ по 180 долл. Как Украина должна поступить? Свергнуть Ющенко, выбрать Януковича?
-- Вероятно, те, кто предлагает такие меры, на это и рассчитывают.
-- Вот я и думаю, что это они такие меры предлагают? Или Украина выдержит эти 180 долл., но после этого сделает все, чтобы у нее появился другой источник газоснабжения. Россия -- большой источник газа, но неединственный.
-- Где Украина возьмет газ? И где Грузия возьмет газ?
-- Со следующего года мы будем получать газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». А до Украины можно протянуть газопровод от Туркмении. Он будет стоить около 7 млрд долл. Газопровод от «Шах-Дениза» до Феодосии стоит 5,5 млрд долл. Вот есть Красноярский край. Там газа вообще нет. И ничего, живут. Вот и мы будем жить без газа. Я не говорю: ой, как это замечательно, что не будет газа! Но мы проживем.
-- То есть вы считаете, что эта мера неэффективная?
-- Нет, эта мера эффективная, потому что она безусловно приведет к результату. Но результат будет не тот.
-- Противоположный ожидаемому?
-- Разнообразный. Россия, безусловно, потеряет этот рынок газа. Россия потеряет значительную часть роста на европейском рынке. За все время, что Россия экспортирует газ, она еще ни разу не использовала его как политический инструмент. Отнять или резко повысить цену -- такого не было ни разу. Поэтому с Россией заключают 20--30-летние контракты. Теперь все задумаются: может ли так случиться, что Россия прекратит, по политическим мотивам, поставки газа в какую-либо страну Европы? Например, в Германии к власти пришла Ангела Меркель. А вдруг она не будет любить лабрадора Кони? И что? Германии повысят цены на газ? Если Россия использует газ как политический инструмент, это, конечно, будет очень интересное, необычное решение, которое негативно отзовется прежде всего для российских компаний. Которые всегда утверждали, что их поставки аполитичны. Вот Россия говорит: не будем Грузии поставлять газ. Тогда Грузия отвечает: а мы демонтируем газопровод. Тогда как вы будете в Армению поставлять газ? Как? Да никак. Мы можем получать газ из Азербайджана. Догадайтесь, какой шанс у Армении получить газ из Азербайджана? Хотели наказать Грузию, а наказали Армению. Это я к тому, что думать надо.
|