Рекламные цели на поражение |
| 2005-11-07 11:49:06 В минувшую субботу в Бангкоке завершила работу азиатская выставка вооружений и военной техники «Дефенс-2005». Открывал выставку министр обороны Таиланда Тхаммарат Итсарангкун. К его фамилии здесь прибавляют приставку Аюттая, говорящую о принадлежности к королевской фамилии. Под бой большого барабана ножницами, поданными ему девушками в национальных одеждах, словно отобранными для иллюстрации Бхагават Гиты, министр разрезал ленточку, увитую лотосами. После этого он не мешкая направился к российской экспозиции, тем самым подчеркнув особое отношение к россиянам и российскому оружию.
Собственно, деловые контакты Таиланда и России здесь начались еще накануне выставки. Глава российской делегации директор федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» по особым поручениям Николай Димидюк рассказал «Времени новостей», что по просьбе министерства обороны Таиланда наши специалисты провели расширенную презентацию средств ПВО для департамента развития и НИОКР. Это серьезная организация, которая оценивает предложения о покупке иностранной техники и дает свои рекомендации правительству Таиланда.
Из всего спектра российских средств наши эксперты особенно выделили те, которые наиболее подходят для страны и предполагаемого театра военных действий. Это прежде всего комплексы средней дальности «Бук-М1-2» и «Тор-М1». Для такой небольшой страны, как Таиланд, их вполне достаточно, чтобы закрыть все воздушное пространство. Предложили россияне и радиолокаторы, которые смогут выполнять задачи ПВО и использоваться для управления воздушным движением. Не знаю, как будет с локаторами, но вот вопрос закупки Таиландом у России крупной партии истребителей Су-30МКИ практически решен. Об этом можно судить хотя бы потому, что «охотничью стойку» приняла страховая компания «Русский страховой центр» (РСЦ), которая прислала на выставку своего представителя в ранге заместителя председателя правления. РСЦ, занимающийся страхованием оборонных контрактов, уже открыл два представительства в странах Восточной Азии.
Тайскому генералитету, хлынувшему вслед за своим министром обороны к российской экспозиции, Николай Димидюк «по-дружески» советовал поторопиться с подачей заявок на покупку российской техники и оружия. Особенно если дело касалось бронетранспортера БТР-90. «Времени новостей» здесь на выставке «по секрету» рассказали: Арзамасский завод не справляется с заявками. Многие страны покупают БТР-90 для миротворческих сил. У новой машины стабилизируемая башня, как на танке, есть 30-миллиметровая пушка и гранатомет, противотанковый управляемый реактивный снаряд, броня, которую не пробивают осколки и крупнокалиберный пулемет, автоматическая коробка передач, есть даже теплоизоляция и кондиционер.
Чтобы не откладывать в долгий ящик подписание заявок, г-н Димидюк вручал гостям авторучки с символикой госпосредника и напоминал: заявка -- сегодня, машины -- к 2015 году, не раньше. То есть «Дефенс-2005» продемонстрировала, по сути, новое явление в сфере торговли оружием, когда покупатели оружия и военной техники вынуждены становиться в очередь к производителю. Возможно, что это станет тенденцией на ближайшее будущее. До сих пор было наоборот.
И это не единственная новая тенденция, продемонстрированная на «Дефенс-2005». Следующая, правда, гораздо менее приятна. Впервые на бангкокскую выставку весь ряд своей продукции привезла индийско-российская компания «Брамос» (от названий рек Брахмапутра и Москва). Среди образцов -- как уже сданные на вооружение ракеты морского базирования, так и разрабатываемые комплексы для сухопутных войск и авиации. И все бы хорошо, но российских специалистов очень удивило, что речь идет об установке ракеты «Брамос» на российский истребитель Су-30. Пока лишь ведутся переговоры о модернизации этого самолета для размещения на нем двух, а то и трех ракет «Брамос». Неясно, чем закончатся переговоры, а крупный макет Су-30 с тремя ракетами уже «парит» на стенде «Брамоса».
Специалисты акционерной холдинговой компании «Сухой» говорят, что потребуется усиление крыла, а это вам не прицел поменять. Но упомянутый макет, как сказал содиректор компании «Брамос» с российской стороны Александр Максичев, уже демонстрировался в Сингапуре, Малайзии, Южной Африке, ОАЭ, Чили. То есть индийская сторона, считают российские эксперты, бежит впереди паровоза, используя при этом российскую символику на ракете. Пока нет конкретных договоров, следовало бы воздержаться даже от обнародования своих планов. Тем более что головной по ракете является российская сторона, головной по комплексам и системе управления огнем -- индийская.
Не меньшее любопытство и удивление вызвали планы индусов поставить ракеты «Брамос» на атомные подводные лодки. Во всяком случае такое изображение есть на рекламном плакате фирмы. Своих таких лодок у Индии пока нет, пояснили обозревателю «Времени новостей», но зато есть программа их создания. Интересно, что старт ракет предполагается вертикальным -- именно так, в отличие от горизонтально выбрасываемых торпед, стартуют ракеты с ядерным боезарядом. И вот представим себе: индийская атомная подлодка с российскими ракетами следует к берегам Соединенных Штатов...
Возможные военно-политические последствия -- все же дело будущего. Тем более что есть вроде бы межправительственное соглашение о том, что все должно делаться с российского ведома. Однако уже сегодня российские оборонные предприятия чувствуют конкуренцию своей своеобразной «дочки». Индия отказалась, например, от комплексов «Клаб», изготавливаемых Екатеринбургским ОКБ, предпочтя «свою» ракету «Брамос».
Все эти несуразности стали возможными, поскольку часть оборонных предприятий пустилась «в автономное плавание», когда государственные интересы отходят на второй план. И само государство, позволив сделать тонкую сферу производства оружия и торговли им "излишне рыночной", невольно поспособствовало такому положению, чреватому неприятными последствиями. «Дефенс-2005» показала сразу несколько таких негативных примеров. Об этом в следующем номере.
|