Франция вернулась в Алжирскую войну |
| 2005-11-09 10:29:13
После 12 ночей иммигрантских погромов власти Франции решили прибегнуть к закону о чрезвычайном положении. За всю историю Пятой республики такая необходимость возникала лишь дважды.
Совет министров под председательством президента Жака Ширака собрался вчера на экстренное заседание, чтобы принять декрет, наделяющий префектов правом устанавливать комендантский час по согласованию с министром внутренних дел. Сегодня официальный орган правительства – «Журналь оффисьель» – опубликует текст документа, после чего он вступит в силу.
Декрет основан на законе о чрезвычайном положении от 3 апреля 1955 г. Его приняли в ответ на беспорядки, организованные сторонниками независимости Алжира, пребывавшего в то время под контролем французской метрополии. Тогда в этой североафриканской колонии чрезвычайное положение действовало в течение полугода. Сейчас ограничения могут оставаться в силе максимально 12 дней. В последний раз закон применяли в тихоокеанском владении Франции – Новой Каледонии – в декабре 1984 г.
Итак, согласно закону префекты вправе запрещать передвижение людей и транспорта в определенные часы, определять зоны безопасности, нахождение в которых гражданских лиц будет регламентировано, запрещать нахождение на территории департамента или его части лиц, пытающихся каким-либо образом воспрепятствовать действиям властей. Префекты также могут временно закрыть зрительные залы и площадки, приостановить продажу спиртных напитков, временно запретить доступ в места общественных собраний любого характера. Министр внутренних дел вправе принимать эти меры на всей территории действия чрезвычайного положения. Согласно ст. 13 закона о чрезвычайном положении нарушение предписаний властей влечет за собой заключение под стражу на срок от 8 дней до 2 месяцев и наложение штрафа от 5 до 200 тыс. франков.
После заседания Совета министров глава МВД Николя Саркози заявил, что политика правительства в деле восстановления порядка будет характеризоваться «жесткостью, хладнокровием и взвешенностью».
Первый секретарь оппозиционной Французской социалистической партии Франсуа Олланд отметил, что будет бдительно следить за исполнением декрета, подчеркнув, что введение комендантского часа может быть лишь «исключительной мерой». А председатель Союза за французскую демократию Франсуа Байру раскритиковал президента за то, что тот «дистанцировался» от происходящих событий. Напомним, публично Ширак высказался по беспорядкам лишь после десяти ночей беспорядков.
Ближайший сподвижник президента, премьер-министр Доминик де Вильпен, напротив, постоянно на виду. Кстати, это обстоятельство, возможно, способствовало некоторому росту рейтинга премьера, который упал в октябре до самой низкой отметки. Вчера вечером де Вильпен отчитался перед Национальным собранием по ситуации с беспорядками.
Положение по-прежнему остается непростым. В ночь на вторник сгорело 1173 машины, силы правопорядка задержали 330 подозреваемых нарушителей, четверо полицейских получили ранения. На подавление беспорядков брошено около 8 тыс. полицейских и жандармов, вскоре, по словам де Вильпена, к ним присоединится подкрепление в 1,5 тыс. человек. С начала волнений, 27 октября, сожжено 5873 машины, арестовано 1,5 тыс. человек, ранены 120 полицейских и пожарных.
Русскоговорящие угрожают Германии?
После поджогов в Берлине и Бремене в Германии опасаются эскалации напряженности среди иммигрантов и переселенцев. В столице полиция ввела усиленное патрулирование. «Мы предполагаем, что это сделали хулиганы, поводом для которых стали французские события», – заявил берлинский сенатор (министр) внутренних дел Эрхард Кёртинг.
Между политическими партиями развернулись споры о возможности возникновения крупных беспорядков в стране. Представитель правительства Томас Штег предупредил: «Нам следует воздержаться от поспешных аналогий и выводов о том, что события, подобные французским, предстоят и в Германии».
Однако проблемы, связанные с интеграцией иммигрантов и переселенцев в ФРГ налицо, и они составляют одну из тем переговоров о создании большой коалиции. Профессор Клаус Баде, руководитель исследовательского Института миграции Оснабрюкского университета, полагает, что нет оснований говорить, что в Германии невозможно повторение волнений по французскому образцу. «У нас тоже есть проблемные области, хотя и не столь этнически замкнутые, как во Франции. Районы, в которых проживают переселенцы, мультиэтнические. А среди переселенцев и их детей налицо дефицит образования, велик уровень безработицы.
В Германии растет протестный потенциал в молодежной среде, члены которой начинают вести себя агрессивно. Баде отметил, что имеет в виду не только выходцев из мусульманских стран, но и «поздних переселенцев, т.е. людей немецкого происхождения, прибывших из России». Профессор считает, что они также способны породить беспорядки. Ведь каждый четвертый молодой правонарушитель, попавший более десяти раз в поле зрения властей, относится к поздним переселенцам. По сведениям профессора Баде, конфликты между группами уже случаются, прежде всего между так называемыми «русскими» и так называемыми «турками». Эти группы противостоят друг другу, оспаривая, какая из них может считаться наиболее ущемленной. «Сейчас нам надо обратиться к самим себе, потому что политика иммиграции во многом оказалась несостоятельной», – подчеркнул профессор Баде.
Законодательство о чрезвычайном положении ЧП во Франции
Введение чрезвычайного положения во Франции предусматривается законом от 3 апреля 1955 г. с последующими изменениями и дополнениями. Чрезвычайное положение может распространяться на всю территорию страны, включая заморские департаменты. Территориальные рамки действия предусмотренных законом мер оговариваются в декрете, провозглашаемом по решению Совета министров. Декрет может быть выпущен ввиду «серьезных фактов нарушения общественного порядка, или событий, представляющих по своему характеру и тяжести последствий общественное бедствие». Максимальный срок действия чрезвычайного положения – 12 дней. Далее для его продления требуется принятие закона.
ЧП в Германии
Согласно Конституции ФРГ, чрезвычайное положение может вводиться для отражения «угрозы целостности или свободолюбивому демократическому порядку федерации или федеральной земли». В этом случае федеральное правительство вправе использовать «вооруженные силы для поддержки полиции и федеральной пограничной службы при защите гражданских объектов и подавлении организованных и вооруженных мятежников». Более подробно эти проблемы трактуют чрезвычайные законы, принятые в 1968 г. во время правительства большой коалиции ХДС/ХСС-СДПГ.
Евгений Григорьев, Андрей Терехов
|