«Будем исходить из поведения Ирана» |
| 2005-11-10 10:12:56 Вчера на Смоленской площади прошли переговоры «министерской тройки» Евросоюза, к которой присоединился генеральный секретарь Евросоюза, высокий представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. По окончании переговоров евротройки с главой МИД России Сергеем Лавровым Хавьер СОЛАНА дал интервью спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ.
-- Что вы думаете о ядерной программе Ирана и вероятности передачи его досье в Совбез ООН?
-- Здесь Евросоюз полностью солидарен с международным сообществом. Есть очень четкая резолюция МАГАТЭ (принята в конце сентября. -- Ред.), отражающая его позицию и определяющая условия возможной передачи досье в СБ ООН. Международное сообщество едино во мнении, что военные ядерные программы не способствуют стабилизации и миру в этом непростом регионе. При решении вопроса будем исходить из поведения Ирана и международной ситуации. Сейчас с иранцами ведет интенсивный диалог международное сообщество, включая главу МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи. Ситуация очень деликатная. Надеемся, что переговоры будут возобновлены, а решение -- найдено.
-- Сложной остается ситуация и в Ираке. Согласны ли вы с предложением России о проведении международной конференции по Ираку?
-- Ситуация в Ираке действительно по-прежнему сложная, хотя там есть и позитивные моменты. Например, высокая активность электората. Но страна разделена на три общины. И территориальную целостность Ирака лучше всего гарантировало бы их единение. В этой ситуации международная конференция как механизм коллективной безопасности была бы очень полезна для региональной стабильности. Мы идею конференции поддерживаем.
-- Как вы относитесь к расследованию группы Детлева Мелиса в связи с убийством в феврале экс-премьера Ливана Рафика Харири?
-- Расследование касается убийства не только важной политической фигуры -- экс-премьера Ливана Рафика Харири, но и моего очень близкого друга. Порой мне трудно отделить законность от дружбы. Но в данном случае расследование инициировано Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Есть резолюция Совбеза ООН, обязывающая всех, в данном случае Сирию, сотрудничать со следствием. И виновные должны быть наказаны.
-- Речь о наказании виновных или о санкциях против Сирии как государства?
-- Это зависит от того, связаны ли лица, причастные к преступлению, с государственными структурами.
-- Как вы смотрите на начало нового этапа косовского урегулирования?
-- Эта проблема относится к компетенции Совета Безопасности ООН. Курировать ее уполномочен спецпредставитель Генерального секретаря ООН экс-президент Финляндии Мартти Ахтисаари. Переговоры о статусе Косово еще не начаты. Они будут тесно увязаны со степенью реализации в крае международных стандартов демократии и безопасности. Это будет обсуждаться контактной группой, членом которой является и Россия.
-- Угроза распада нависла над государственным образованием Сербия и Черногория (СиЧ). Не дестабилизирует ли это ситуацию на Балканах -- в частности, в Косово?
-- Я участвовал в подписании белградской декларации о создании Сербии и Черногории (в феврале 2003 года. -- Ред.). В ней предусмотрено совместное ассоциативное членство СиЧ в Евросоюзе, но за Черногорией оставлено право выхода из этого гособразования по итогам референдума с участием международных наблюдателей. Он может быть проведен весной 2006 года. Не думаю, что референдум дестабилизирует Балканы или Косово. Стабильность Балкан должны гарантировать Евросоюз, Россия, контактная группа, ибо это важно для каждого из нас. Так что дестабилизацию Балкан не допустят.
-- А смогут ли Сербия и Черногория присоединиться к Евросоюзу поодиночке?
-- Думаю, что СиЧ окончательно не распадется: слишком многое связывает республики. Как бы то ни было, до референдума мы продолжим работу именно с Сербией и Черногорией как единым гособразованием. Референдум же будет чрезвычайно важен, ведь речь пойдет о разделении страны.
-- Не придется ли в связи с последними событиями во Франции пересматривать общую внешнюю политику и политику безопасности Евросоюза?
-- Эти события -- исключительно внутренняя проблема Франции, не имеющая ничего общего с внешней политикой и политикой безопасности Евросоюза. И решать ее Франции.
-- Но не скажется ли это на перспективах расширения ЕС и членстве Турции?
-- Процесс расширения в основном завершен. Страны кандидаты -- Румыния и Болгария, плюс Хорватия и Турция. Есть европейская перспектива и у государств Западных Балкан.
-- Выработаны ли структуры и механизмы взаимодействия ЕС с Россией на общем пространстве внешней безопасности?
-- Это мы обсуждали еще в октябре в Лондоне на саммите с президентом Путиным. Нынешние переговоры -- как бы продолжение того саммита. У нас есть согласованная теория. Пора переходить от теории к практике. Это касается тех регионов, где у нас есть общие интересы. Процесс лишь начался. Мы в начале «дорожной карты».
-- Есть ли будущее у евроконституции?
-- Две страны сказали «нет», но около тринадцати уже сказали «да». И процесс медленно, но эволюционирует. Высказаться по конституции должны все, и тогда посмотрим, какие договоренности будут приняты в результате этих дебатов. Дебаты начнутся в первом полугодии 2006 года, и в конце этого полугодия, думаю, мы сможем оценить ситуацию. Подчеркиваю, упомянутые два «нет» отнюдь не остановили процесс. Евросоюз продолжает жить и действовать. Евросоюз отнюдь не в кризисе, он по-прежнему важный игрок международной команды. Мы участвуем примерно в десяти миротворческих операциях. Конституция пока не одобрена, но в каком-то виде она у нас будет, и это позволит нам двигаться вперед.
|