Посол Ирана: Попытки передать ядерное досье в ООН незаконны |
| 2005-11-14 11:17:23 В эксклюзивном интервью «НГ» новый посол ИРИ в Москве Голямреза Ансари рассказывает о перспективах ирано-российских отношений, а также комментирует ситуацию вокруг ядерной программы страны.
– Господин посол, как вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы отношений между Ираном и Россией? Кроме Бушера, какие крупные проекты находятся в стадии реализации?
– Я с оптимизмом смотрю на перспективы наших отношений. Очень важно, что высшее руководство обеих стран едино в стремлении активизировать и диверсифицировать сферы партнерства. В экономической сфере мы достигли весомых успехов, но должен подчеркнуть, что нынешний объем товарооборота пока не соответствует их высокому потенциалу. Сейчас реализуются планы повышения уровня двусторонней торговли, и обе страны пытаются найти новые области экономического сотрудничества. В частности, хотел бы отметить большой потенциал партнерства в нефтегазовой сфере.
Москва и Тегеран ведут переговоры относительно проектов в таких областях, как строительство электростанций, самолетостроение, шоссейный и железнодорожный транспорт, коммуникации и связь, урегулирование чрезвычайных ситуаций и освоение космоса.
– В российских СМИ прошла информация о том, что Тегеран направил в Москву документы, а также свои жалобы на действия бывшего министра атомной энергии России Адамова. Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве в этом направлении?
– Официальная позиция правительства Ирана относительно того, что дело Адамова представляет собой внутреннее дело Российской Федерации и что ИРИ не видит причин для вмешательства в этот вопрос. Хотя Тегеран имеет право высказать неудовлетворенность задержкой ввода в эксплуатацию АЭС в Бушере, мы полагаем, что не следует обвинять в этом одного человека. Необходимо также отметить, что в настоящее время между нашими странами ведутся плодотворные консультации относительно ввода в эксплуатацию Бушерской АЭС. Согласно действующему графику работ, АЭС будет пущена в июне 2006 года, то есть как и было намечено.
– Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию вокруг кризиса с иранским «ядерным досье»? Каков, по-вашему, выход из создавшейся ситуации?
– Иран полагает, что последняя резолюция, принятая Советом управляющих МАГАТЭ, находится в полном противоречии с духом сотрудничества Исламской Республики с Агентством на протяжении последних трех лет. Резолюция игнорирует даже основополагающие принципы устава МАГАТЭ, Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и соглашения о гарантиях, так как в ней содержатся требования, выходящие за рамки законных норм и полномочий агентства. К сожалению, эта резолюция способствует не укреплению сотрудничества, а усилению конфронтации, что негативно влияет на безопасность в мире.
Незаконны и неприемлемы попытки передать вопрос о ядерной деятельности Ирана в СБ ООН, в то время как Тегеран принимает все необходимые меры для сотрудничества с агентством и предоставления необходимого доступа инспекторам к соответствующим объектам, временно исполняя положения Дополнительного протокола.
Иранская Республика всегда заявляла, что готова ради укрепления доверия и продолжения своей мирной атомной деятельности положительно рассмотреть предоставление всех объективных гарантий при условии сохранения за страной четко прописанного в ДНЯО права на использование ядерных технологий. Поэтому мы приветствуем и поддерживаем любые новые инициативы, которые способствовали бы выходу из этого тупика. Полагаю, что единственный выход из создавшегося положения заключается в том, чтобы стороны снова прибегли к дипломатии и переговорам, причем без всяких предварительных условий.
Иран готов заверить все страны, которые заявляют о своей озабоченности иранским «ядерным досье», что приложит все усилия в рамках международных норм и на уровне двусторонних отношений, чтобы увеличить степень прозрачности сотрудничества, как это было предложено президентом Исламской Республики Махмудом Ахмадинежадом. Мы за мир в нашем регионе!
– Если ядерное досье все же будет передано в СБ ООН и на Иран будут наложены санкции, какие шаги предпримет ваша страна?
– В Тегеране считают нелогичным такое положение, когда в отношениях между двумя сторонами одна из них заявляет, что рассмотрит все возможные варианты действий, а когда вторая выступает с аналогичным заявлением, первая тут же обвиняет ее в нарушении международной безопасности. Иран же продолжает настаивать на том, что в случае передачи «ядерного досье» в СБ ООН, он рассмотрит все имеющиеся варианты и на основе оценки создавшейся ситуации даст достойный ответ.
На данном этапе Исламская Республика стремится взаимодействовать со всеми странами в целях укрепления международного доверия, так как и международное сообщество стремится к взаимодействию. Наше правительство готово проявлять максимальную гибкость, если будет уверено в том, что права Ирана не будут нарушены. Если же все сведется к конфронтации, то и для нас будет неразумно придерживаться своей нынешней позиции. Мы уверены, что наш регион нуждается в спокойствии, и мы должны использовать все возможности для его экономического и политического развития. А Иран имеет все необходимые условия, чтобы стать ведущей страной в этом деле.
– Может ли Иран принять решение о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия? Какие это будет иметь последствия?
– Вариант передачи «ядерного досье» на рассмотрение Совета Безопасности не является разумным с учетом ситуации на региональном и международном уровнях, а также ввиду сотрудничества Ирана с МАГАТЭ. Как я уже говорил, Иран готов рассмотреть и прибегнуть к любым вариантам действий с учетом обстоятельств и своих национальных интересов. Впрочем, с вопросом о том, может ли Иран выйти из ДНЯО, стоило бы обратиться к другим сторонам по переговорам, ведь именно противники развития иранской мирной ядерной энергетики в случае передачи «досье» в СБ ООН высекут опасную искру. Иными словами, пусть они сами оценят возможную реакцию Тегерана.
– Какой ущерб несет приостановка производства ядерного топлива? Кто и как возместит эти убытки?
– Реализуя свои национальные цели и задачи, Исламская Республика сделала значительные капиталовложения в обучение кадров и в обеспечение всех необходимых ресурсов в основном за счет внутреннего производства. Этот капитал, однако, невозможно выразить одними цифрами. Сегодня эти усилия и научные достижения превратились в научную гордость нашей страны. Их ничем нельзя заменить, ведь не только затраченные расходы, но и подготовленные дееспособные молодые кадры являются частью наших инвестиций.
|