2005-11-21 12:46:08 Президент США Джордж Буш в рамках своего визита в КНР совместил призыв к расширению гражданских свобод в Китае с требованием хоть что-то сделать, чтобы остановить увеличивающийся дисбаланс в американо-китайской торговле. Он смог совместить эти разнородные просьбы, прибегнув к своеобразному пиар-ходу. Еще до начала переговоров с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вэнь Цзябао Буш вместе с супругой Лорой утром в воскресенье посетил протестантскую церковь в Пекине. После церковной службы и молитвы президент оставил запись в книге посетителей с пожеланиями благополучия китайским христианам.
По заявлению окружения Буша, президент использовал также переговоры с китайскими лидерами для того, чтобы выразить пожелание «больших свобод» в Китае. Однако основную часть переговоров заняла проблема резко выросшего дисбаланса в двусторонней торговле. Позитивное сальдо в торговле КНР с США, в 2004 году составившее 162 млрд. долл., в нынешнем должно достичь уже 200 млрд. долл. По мнению американской стороны, сократить дисбаланс можно только путем ревальвации юаня – повышения его обменного курса в отношении иностранных валют.
Пекин в июле с.г. пошел на незначительные уступки: повысил курс юаня на 2,1% и привязал его к корзине сразу нескольких западных валют, а не доллара, как это было раньше. Кроме того, в начале этого месяца китайская сторона согласилась несколько ограничить экспорт в США текстиля и текстильных изделий, несущих смертельную угрозу американской текстильной промышленности. В то же время требования США дополнительно ревальвировать юань были отвергнуты.
На этот раз Ху Цзиньтао преподнес американскому гостю весьма дорогостоящий подарок. Перед началом переговоров было объявлено, что Китай закупит у американской авиастроительной корпорации «Боинг» 70 самолетов «Боинг-737». Их стоимость – около 5 млрд. долл. Китайцы пообещали Бушу, что будут бороться с незаконным копированием в КНР американской аудио- и видеопродукции, а также компьютерных программ. (Ущерб США от подобного «пиратства» оценивается в 2,5 млрд. долл. в год).
В то же время какого-либо ощутимого прогресса в деле ликвидации остальной части торгового дисбаланса не достигнуто.
В то же время китайские собеседники американского президента весьма спокойно восприняли его призывы к «большей свободе». Ху Цзиньтао сообщил гостю, что процесс ведущихся в КНР реформ распространяется не только на экономическую, но и на политическую сферу и в данной области уже отмечен значительный прогресс.
Как отмечают в этой связи эксперты, недавний пленум ЦК КПК выявил опасные дисбалансы в китайской экономике, угрожающие политической стабильности в стране. Его еще более могут обострить какие-либо действия, способные «притормозить» темпы экономического развития, включая ревальвацию юаня, так как она может привести к сокращению объемов и стоимости экспорта. На этом фоне нажим со стороны Вашингтона по части гражданских свобод и прав человека ныне воспринимается в Пекине как менее опасный для дела сохранения экономической и политической стабильности в Китае, чем требования в сфере торговли.
Горечь неудачи на торговых переговорах Бушу подсластили не только щедрые закупки китайцами авиалайнеров, но и сентиментальные чувства президента, связанные с его прошлыми посещениями КНР. Как вспоминает Буш, в 1975 году он впервые приехал в Пекин, когда его отец был главой американской миссии связи, то есть послом. Тогда почти все иностранные дипломаты имели велосипеды. (Они использовали их не столько как транспорт, сколько как средство развлечения). «Я тогда немало поколесил по городу», – признается Буш.
|