Маршалл Голдман: Медведев лучше Иванова |
| 2005-11-22 13:07:26
Один из наиболее известных в США специалистов по России Маршалл Голдман является заместителем директора Дейвис-центра российских и евразийских исследований Гарвардского университета. В эксклюзивном интервью «НГ» он дает оценку последних перестановок в Кремле и состояния российско-американских отношений в связи с пятничной встречей в Пусане между президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем.
– Как оценили эксперты в США перестановки в российском правительстве, в первую очередь назначения Дмитрия Медведева и Сергея Иванова? Действительно ли это выглядит как подготовка к решению «проблемы 2008 года»?
– Мы не много знаем о Медведеве, но эти назначения, похоже, первый шаг в процессе подбора преемника Путина. Это напоминает пьесу, в которой актер, который был на вторых ролях, пробует себя в более значимом качестве. Те из нас, кто следил за карьерой Медведева, считают, что он может быть хорошим кандидатом, так как в отличие от Иванова он не служил в КГБ.
Что касается Иванова, то он безусловно способный и приятный человек, который умеет очень хорошо держаться, – я с ним встречался дважды. В то же время мне трудно найти общий язык с бывшими сотрудниками КГБ – когда они говорят о «диктатуре демократии», то в конечном счете делают упор на диктатуру, а не демократию. Между тем Путин мог выдвинуть менее желательных кандидатов, поэтому россияне, как я думаю, могут считать, что им повезло. Но есть другая проблема. Я не считаю, что управление государством улучшается, когда один человек выполняет две работы, каждая из которых требует полного рабочего дня. Вопрос в том, сможет ли Медведев уделять достаточно времени «Газпрому», а Иванов – Министерству обороны.
– Исчезли ли обвинения в авторитаризме в адрес президента Путина после того, как он недвусмысленно подтвердил, что не собирается выдвигаться на третий срок?
– Эти обвинения ослабли. Однако надо будет проследить за развитием событий. На сентябрьской встрече с иностранными экспертами президент РФ настаивал, что не будет выдвигаться снова или менять Конституцию, поскольку все это будет иметь дестабилизирующий эффект. Крайне важно, чтобы он сдержал свое слово. И если он станет премьер-министром или через несколько месяцев вновь станет президентом, это всех разочарует. Кроме того, он не чужд недемократических проявлений. Он поступит неверно, если так же, как и Ельцин, единолично выберет своего преемника, Россия ведь не монархия.
– Кто все же, по вашей оценке, сменит президента?
– До настоящего времени я считал, что это будет Сергей Иванов, но сейчас похоже, что это скорее всего будет Медведев. И это хорошо, хотя, конечно, я предпочел бы, чтобы это не выглядело как прямое назначение.
– Насколько, на ваш взгляд, хорошее личное взаимопонимание между Путиным и Бушем способствует стабильности российско-американских отношений?
– Их личные отношения по-прежнему остаются очень тесными, однако насколько это важно, мы увидим в ближайшие месяцы. Оба лидера – хромые утки. Если россияне будут считать, что власть Путина ослабевает, то будет ли он от имени России брать на себя обязательства на мировой арене? Что касается Буша, то некоторые уже считают, что его лучшие дни позади. В течение последнего месяца его позиции заметно ослабли, и это не связано только с Ираком – подобное случалось со всеми нашими президентами. Более того, по мере того как россияне ныне более критично относятся к американцам, так и американцы более критически судят о политике России, и, как я ожидаю, отношения между двумя странами будут ухудшаться.
Причиной этого являются не только проблемы Ирана, Ирака и Северной Кореи, но и недавний договор между Россией и Узбекистаном. Мы будем более критически относиться к нападкам российского правительства на неправительственные организации. В равной мере можно ожидать больше критических высказываний в адрес США за рубежом по поводу обращения американцев с пленными и в связи с войной. Рано или поздно обоим президентам придется прореагировать на настроения своих избирателей.
|