2005-11-22 17:15:57 Президент Зимбабве Роберт Мугабе сообщил о залежах урана, обнаруженных на территории этой африканской страны и о готовности «производить электроэнергию путем переработки урана». «Уран также применяется при изготовлении атомных бомб подобных тем, что были использованы в массовых убийствах в Хиросиме и Нагасаки. Это было очень печально. Но мы не будет использовать уран для бомб, а лишь для производства электричества», -- приводят местные СМИ слова президента. Роберт Мугабе подчеркнул, что найденный в стране уран «поможет интенсифицировать осуществление правительственной программы электрификации сельских областей».
В стране есть две электростанции -- одна тепловая и одна ГЭС, но электроэнергии Зимбабве не хватает. Ее экспортируют из Мозамбика, Конго, ЮАР, Замбии. Платить за поставки энергии страна не в состоянии, часто происходят отключения электричества. Поэтому заботы президента Мугабе о развитии энергетики вполне объяснимы.
Впервые Мугабе заявил о намерении развивать атомную энергетику еще в начале 90-х годов. В конце 90-х в Зимбабве приезжали делегации из Северной Кореи. Тогда же интерес к строительству исследовательского ядерного реактора в Зимбабве проявляла Аргентина. Иран в 2000 году обещал Хараре помощь в ядерной сфере. Но дальше намерений дело не пошло. Пока что в Зимбабве нет ни атомных электростанций, ни мощностей по первоначальной переработке урана.
Перспектива получения ядерных технологий диктаторскими и непредсказуемыми режимами пугает мировое сообщество. 81-летний Роберт Мугабе возглавляет страну с 1980 года. В последние годы он провел конфискацию хозяйств, принадлежащих белым фермерам, и раздал их черному населению, что привело к тотальному разрушению сельского хозяйства. Еще недавно относительно благополучная страна столкнулась с голодом.
Кроме того, Роберт Мугабе поддерживает теплые отношения с нелюбимыми Вашингтоном президентом Венесуэлы Уго Чавесом и кубинским лидером Фиделем Кастро. И развивает тесное сотрудничество с Ираном и Северной Кореей, ядерные программы которых пугают и США, и Евросоюз. В январе в Хараре приезжал тогдашний иранский президент Мохаммад Хатами. Тогда два президента подтвердили право своих стран на мирное использование ядерной энергии. В сентябре новый президент Ирана Махмуд Ахмадинежад с трибуны ООН заявил о готовности делиться ядерными технологиями с друзьями.
«Чтобы наладить производство концентрата урана из руды (а это очень непростой процесс), понадобится 15--20 лет, -- рассказал вчера «Времени новостей» источник в «Росатоме». -- Строительство АЭС может занять семь лет». Как подчеркнул наш собеседник, все это «очень далекая перспектива, и если никто не будет помогать -- то вообще бесконечность». Кроме того, для этого понадобятся «очень большие деньги».
В Африке подобное удалось лишь промышленно развитой Южно-Африканской Республике еще во времена правления белых. В конце 70-х годов Претории удалось создать ядерное оружие. Впоследствии ЮАР его добровольно демонтировала под надзором Международного агентства по атомной энергии. В ЮАР находится единственная на африканском континенте АЭС.
|