2005-11-24 15:58:25 Откровенный расизм, с которым сталкиваются на улицах российских городов студенты из Азии и Африки, не охлаждает желания правительства расширять экспорт образовательных услуг. На состоявшейся вчера коллегии Минобразования и науки чиновники искали варианты привлечения в отечественные вузы слушателей из-за рубежа. «Эта тема, с одной стороны, не потеряла экономической составляющей, с другой -- приобрела еще и политическую», -- пояснил важность проблемы министр Андрей Фурсенко.
Как рассказал на заседании коллегии заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, сейчас в России обучается более 100 тыс. иностранных студентов. Примерно пятая часть из них получает образование за счет федерального бюджета, остальные -- на контрактной основе. По данным за 2004 год, международные студенты привнесли в российскую экономику около 270 млн долл. К концу 2005 года, как предполагается, эта цифра увеличится до 300 миллионов.
На фоне ведущих государств -- игроков на рынке образования Россия выглядит достаточно бледно. Занимая седьмое место в мире по численности иностранных студентов и отставая лишь на одну позицию от США, Россия в разы уступает американцам по прибыльности этого бизнеса. «По предварительным прогнозам, вклад от иностранных студентов в экономику США составит в этом году 12 млрд долл.», -- уточнил г-н Бутко. И отставание будет увеличиваться -- в последние годы наметился спад интереса к российским вузам даже в тех странах, где исторически котировались дипломы из нашей страны.
«Основная трудность при обучении в России, по словам самих иностранных учащихся, это языковая среда, -- прокомментировал ситуацию замглавы «Рособразования». -- Далее студенты называют бытовые трудности и агрессивное отношение со стороны отечественной молодежи». Последняя причина, по его словам, привела к сокращению в 2004/05 учебном году количества студентов из стран Азии и Африки. Г-н Бутко признался, правда, что с агрессией сталкиваются не только афро-азиатские студенты, но и ребята из стран СНГ.
Если проблему с изучением русского языка или организацией специальных учебных курсов на английском Минобразования и науки все же может решить административными методами, то излечить общество от ксенофобии и шовинизма гораздо сложнее. Как пояснил директор Института международного образования Воронежского государственного университета Владимир Родионов, безопасность учащихся на территории студенческого городка обеспечена, проблема начинается тогда, когда они выходят за его пределы.
«Борьба за безопасность студентов не может быть решена силами одних правоохранительных органов, -- заявил Андрей Фурсенко. -- Проблема гораздо шире. Либо студенческая среда будет воспринимать иностранцев как часть своего сообщества и их защищать, либо ничего не изменится в лучшую сторону. Если бы после событий в Воронеже на улицы вышла на митинг половина студентов города, это была бы довольно ощутимая акция, к которой бы прислушались другие молодые люди в городе. А получилось три разрозненных митинга по тысяче человек».
При этом г-н Фурсенко заверил корреспондента «Времени новостей», что в ближайшее время министерство не намерено пересматривать список вузов, рекомендованных для обучения в них иностранных студентов. По словам министра, сейчас важно определиться, как решить проблему в целом. Поэтому Минобразования планирует уделять внимание молодежной политике и студенческим движениям.
|