Групповой портрет с дамой |
| 2005-11-25 11:12:24 Европейским и другим столицам не остается ничего иного, как привыкнуть к мысли, что в ближайшие годы придется иметь дело с новым лидером Германии Ангелой Меркель. На фото лидеров «большой восьмерки», очередной саммит которых пройдет в Санкт-Петербурге, уже не будет привычной фигуры канцлера последних семи лет. Оттиск можно будет озаглавить, как роман Генриха Бёлля, «Групповой портрет с дамой».
Да и на саммитах иного формата джентльменам в моменты неформального общения, вероятно, придется испрашивать у нее разрешения снять пиджаки, а тем более галстуки. Некоторые по примеру французского президента предпочтут при встрече целовать руку. Этикет, конечно, дело не самое главное, но он обеспечивает даме особое внимание. Тем более важное в политике.
Везучая в своей стремительной карьере Ангела Меркель вступает и на внешнеполитическую стезю в весьма благоприятный момент для становления своего положения и авторитета в международных делах. В начале канцлерства у нее прочный тыл. Большая коалиция опирается на мощное парламентское большинство. Пока что «Ангела I», как ее называют в Германии, гарантирована от парламентских провалов, один из которых недавно испытал Тони Блэр, а другой надвигается в Сенате на Джорджа Буша.
Сегодня 61% немцев возлагают надежды на Меркель, считая, что она будет «сильным и способным добиваться успеха канцлером». Этому могут только позавидовать большинство ее главных зарубежных коллег. Их внутриполитическая ситуация иная. Одним, как во Франции и Италии, предстоят скорые выборы с неизвестным исходом. Другим, как хозяину Белого дома, приходится страшиться серьезных внутренних неприятностей, связанных с провалом иракской политики. Не улучшает его настроения и новая настороженность внешнего мира, когда многие правительства запрашивают в Вашингтоне, не в их ли странах спрятаны секретные застенки ЦРУ.
Похоже, новичку Ангеле Меркель нет нужды прилагать особые усилия, чтобы утвердить свое место под солнцем большой политики. Скорее ее партнеры на евросоюзном и трансатлантическом направлениях вынуждены (разумеется, не только в силу упомянутых выше обстоятельств, но и важнейшего значения Германии) настойчиво искать благорасположения Берлина.
Обращение президента Ширака к Меркель во время вторничной встречи в Елисейском дворце сохранить «действительно солидную франко-германскую ось» сродни заклинанию. Иначе в ЕС, «если у нас не будет понимания, вся система будет блокирована». Британский премьер Блэр тоже пытается найти поддержку у бундесканцлерин. Все это выглядит приглашением к активному вхождению в поиски необходимых решений актуальных евросоюзных споров. А за этим – перспектива укрепления ее внешнеполитического авторитета.
В свою очередь, и администрация Буша обхаживает Берлин, ловя новое правительство на слове о приоритетности трансатлантизма, дружбы с США и союзничества в НАТО. Предусматривается внеплановый визит в немецкую столицу Кондолизы Райс. Учитывая известные трудности американской политики, Вашингтон очень нуждается хотя бы в «атмосферном» улучшении отношений с ФРГ, а по возможности и ее помощи в тех или иных международных делах.
Но кардинальных подвижек тут не дано. Времена изменились, возврат к былому «бесшовному союзничеству» с США объективно невозможен. При Шрёдере Германия обрела действительный суверенитет. Правительство Меркель тоже не пошлет бундесвер в Ирак. А его финансовые возможности столь стеснены огромным дефицитом, что оно едва ли сможет обещать серьезную материальную поддержку тем или иным американским действиям. К тому же вполне реально появление новых германо-американских трений. Ведь Меркель намерена активизировать покровительство Берлина восточноевропейским странам ЕС и НАТО. Между тем эти государства до сих пор преимущественно ориентировались на Вашингтон, который как раз намеревается закрепить свое влияние и присутствие обустройством в них новых баз Пентагона.
Как ни парадоксально, но на этом общем фоне совсем неплохо смотрятся перспективы отношений России и Германии как двух наиболее стабильных сегодня величин в Европе. Правда, в Германии высказываются предположения, что «при Меркель» в них произойдет перестановка некоторых акцентов. Ожидается, что официальный Берлин станет острее реагировать на вопросы внутреннего развития России, больше внимать пожеланиям и взглядам таких соседей, как Польша и страны Балтии.
Думается, что «недомолвки» в российско-германских отношениях, касающиеся ценностей и т.п., не перевесят ценности политического, экономического, энергетического, культурного и иного взаимодействия РФ и ФРГ. А во-вторых, существующие «недопонимания» объективно все-таки легче разрешимы, чем, скажем, проблемы Берлина с рядом ближайших западных партнеров. Намечаемые в качестве новшества «промежуточные остановки» канцлера на пути в Москву или обратно в Варшаве или столицах стран Балтии тоже не ведут к свертыванию российско-германского стратегического партнерства, а могут даже содействовать ему устранением недоверия в этом регионе.
|