Общество с заграничной ответственностью |
| 2005-12-01 14:46:45 Сегодня в Моску прибывает замгоссекретаря США Николас Бернс, чтобы провести переговоры о совместной борьбе с терроризмом. Однако, как стало известно Ъ, с ним в Москву летит делегация высокопоставленных представителей госдепа, чтобы сообщить Кремлю о неприятии Вашингтоном проекта нового российского закона о некоммерческих организациях, который 23 ноября Госдума утвердила в первом чтении. С подробностями – собкор Ъ в Вашингтоне ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ.
Как заявил вчера посол США в РФ Уильям Бернс, приезд замгоссекретаря США Николаса Бернса связан с намеченным на пятницу заседанием рабочей группы по борьбе с терроризмом. "Это будет уже 14-е заседание рабочей группы",– отметил посол. Впрочем, как стало известно Ъ, Николасу Бернсу поручено выполнить в Москве и другую деликатную миссию.
По данным Ъ, в минувший понедельник в госдепе США состоялось специальное заседание, посвященное предстоящей поездке господина Бернса в Москву. На встрече присутствовал замгоссекретаря США по Европе и Евразии Дэниэл Фрид, а также его помощник Дейвид Креймер, который сегодня прилетает в составе американской делегации в Москву. Главной темой заседания стало недавнее принятие Госдумой в первом чтении поправок к закону о некоммерческих организациях (НКО).
"Руководство госдепа возмущено проектом закона о НКО, который фактически закрывает возможности их финансирования из-за рубежа,– заявил источник Ъ в Вашингтоне, – Если раньше мы делали вид, что Россия наш партнер, а Кремль делал вид, что сотрудничает с нами, то теперь русские даже в эту игру играть не хотят. После создания виртуального парламента с практически полным отсутствием независимых партий нам предлагаются виртуальные НКО, которые будут финансироваться правительством России. В Москве Бернс и Креймер будут настаивать, что принятие закона об НКО в нынешнем виде, снимет с Белого дома печать молчания насчет того, что администрация Путина делает как в России и по отношению к своим соседям по СНГ", – сообщил источник Ъ.
Реакция госдепа на закон о НКО последовала после серьезного давления, которое было оказано на администрацию и конгресс США различными американскими неправительственными организациями, включая группы по академическим обменам, защите прав человека и религиозные организации, такие, как церковь мормонов и свидетели Иеговы. К ним присоединился и независимый Нью-Йоркский совет по международным отношениям (СМО). Еще 18 ноября, в день встречи Джорджа Буша с Владимиром Путиным в южнокорейском Пусане, руководители СМО, бывшие кандидаты в вице-президенты США Джон Эдвардс и Джек Кемп направили открытое письмо президенту Бушу, посвященное проекту российского закона о НКО. Они просили президента США "использовать свою встречу с президентом Путиным для обсуждения этой темы в самых откровенных тонах". "Если внесенное предложение по НКО,– говорится в послании,– вступит в силу, правительство (России.–Ъ) получит возможность закрывать общественные организации только потому, что их взгляды и деятельность будут для него неудобными".
Источники Ъ в Вашингтоне считают, что последовавшее внесение президентом Путиным поправок в этот документ свидетельствует о том, что разговор с Джорджем Бушем имел место. Впрочем, поездка высокопоставленных чиновников госдепа в Москву говорит о том, что президент Буш остался недоволен итогами разговора со своим российским другом.
Конгресс США всегда имел возможность говорить более свободно и открыто по сравнению с администрацией в Белом доме, поскольку политическая ответственность конгрессменов и сенаторов значительно ниже, чем у правительственных чиновников. Кроме того, у конгресса был еще один повод для критики Кремля, связанной с законом о НКО. По мнению ряда экспертов, обсуждаемый Госдумой документ "закрывает возможность контроля НКО над исполнением программы Нанна-Лугара", направленной на уничтожение ОМУ в России. В начале ноября минобороны США выделило на нее $416 млн в год.
Один из инициаторов этой программы и руководитель комитета сената по международным делам Ричард Лугар пока не высказывался относительно проекта закона о НКО в РФ. За него это сделал конгрессмен Том Лантос, известный своей активной правозащитной деятельностью. В своем комментарии, присланном по электронной почте специально для Ъ, господин Лантос отметил, что "Россия при Путине продолжает движение вспять и рассматривает любую организацию, находящуюся вне правительственного контроля, в качестве угрозы. Последняя попытка запретить деятельность независимых групп служит лишь дополнительным подтверждением того, что Россия сегодня не заслуживает участия во встречах с демократическими и индустриально развитыми странами G7".
Точка зрения господина Лантоса отчасти совпала с мнением источника Ъ, близкого к Белому дому. "Президент Путин,– сказал источник,– хочет, чтобы председательство России в G8 прошло под эгидой обсуждения мировых энергетических проблем. Однако если закон о НКО будет принят в том виде, в котором он предложен, то до обсуждения энергетики на саммите лидеров восьмерки дело может не дойти".
Источник Ъ также отметил, что "скандал вокруг проекта закона о НКО может серьезно повлиять на переговоры между США и Россией о вступлении Москвы в ВТО".
Средством давления Вашингтона на Москву, скорее всего, может стать отказ конгресса отменить поправку Джексона-Вэника от 1974 года, которая не позволяет установить нормальные торговые отношения между США и Россией. "Президенты Буш и Путин,– заметил Ъ один из экспертов в Вашингтоне,– будут квиты, если один скажет: 'я сделал все, что мог, но Дума приняла закон о НКО', а второй ответит: 'я пытался убедить конгресс отменить поправку Джексона-Вэника, но у меня это не получилось'".
Впрочем, несмотря на разгорающийся скандал, большинство источников Ъ в Вашингтоне сошлись во мнении, что поездка высокопоставленных чиновников госдепа на Москву большого впечатления не произведет.
|