2005-12-02 11:06:08
Уникальный шанс, предоставляющийся Москве по случаю ее первого председательства в «большой восьмерке» и Комитете министров Совета Европы, омрачается атмосферой, возникшей вокруг России в связи с подготовкой к этому событию. «Большая восьмерка», или, как ее еще называют, «мировое правительство», и Совет Европы, старейшая на континенте политическая организация, являются для РФ приоритетными международными клубами. Если членство в СЕ свидетельствует о цивилизованности страны, то участие в «большой восьмерке» указывает на особое влияние в мире. Соответственно подготовке к председательству в обеих организациях Москва уделяет пристальное внимание. Между тем события последних дней предвещают значительные сложности, с которыми России придется столкнуться на международной арене в ближайшие месяцы.
«Большая восьмерка» минус один
Как сообщила вчера газета «Файнэншл таймс Дойчланд», вопреки ожиданиям Москвы ее полноценная интеграция в «большую восьмерку» откладывается на неопределенное время. Одна из причин этого – дело ЮКОСа. Встречи министров финансов и глав Центробанков и впредь будут проходить по формуле «семерки». На них россияне, как известно, присутствуют лишь в статусе «наблюдателей». По сведениям издания, только одна из запланированных встреч министров финансов пройдет на российской территории и будет касаться непосредственно подготовки к саммиту. Другие же под различными предлогами пройдут за пределами РФ.
Президент Владимир Путин заблаговременно обозначил в качестве главной темы саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге международную энергетическую безопасность. В дискуссии по такой теме почти невозможно отделить политические аспекты от экономических. И все же партнеры Москвы и на этот раз решили придерживаться практики обособления России, когда речь идет об обсуждении хотя бы в предварительном порядке экономических вопросов.
Примечательно, что уже почти год в США группа сенаторов и конгрессменов проталкивает резолюцию с требованием исключения России из «большой восьмерки» со ссылкой на недемократические проявления в государственной практике. В ноябре к этим критическим оценкам добавилась резолюция Палаты представителей с осуждением итогов процесса по делу ЮКОСа, а также письмо американской «Хельсинкской комиссии» в адрес спикера Госдумы Бориса Грызлова, в котором предупредила о негативных последствиях принятия поправок к закону о неправительственных организациях. И хотя эти документы не имеют обязательной силы, они осложняют положение России в элитном клубе и контекст дискуссий.
Сама Москва также добавила элементы скандала в свое председательство в «восьмерке». Такое определение многие эксперты относят к выступлению в Лондоне помощника президента РФ Игоря Шувалова. Он выезжал в Лондон для совещания «шерпов» (так называют главных чиновников, которые отвечают за подготовку саммита). Выступая 8 ноября в Королевском институте международных отношений, Шувалов заявил, что на саммит в Санкт-Петербург планируется пригласить глав международных организаций вроде Африканского союза и ЮНЕСКО, но не звать представителей «других стран». Он, правда, оговорился, что это еще окончательно не решено.
Экспертам нетрудно было вспомнить, что «другие» – это присутствовавшие по крайней мере на двух последних саммитах Китай, Индия и Бразилия. И их приглашение было не просто жестом вежливости, а объяснялось их ведущей ролью в мировой экономике. Без участия таких стран дискуссия и ее итоговые решения во многом теряют свое наполнение.
Во главе «хромых уток»
Страна-председатель еще имеет время для того, чтобы подправить своего «шерпу». Это тем более необходимо, что председатель саммита Путин уже не может на заседании опереться на поддержку ряда старых друзей. Вместо благожелательного канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера будет его преемница Ангела Меркель, более сдержанная по отношению к российскому лидеру, а британский премьер Тони Блэр уже давно не относится к «доверительным собеседникам» российского президента.
Более того, в лице остальных участников саммита Путин обнаружит стайку «хромых уток», как называют государственных деятелей, озабоченных проблемой будущего окончания их власти. Среди них президент Франции Жак Ширак, который в 2007 году скорее всего уступит место Николя Саркози, политику с проамериканскими симпатиями. Ожидается и уход премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, у которого уже после саммита «восьмерки» истекает мандат лидера партии. В Канаде сейчас готовятся к досрочным выборам после коррупционного скандала вокруг премьера Пола Мартина. Если он будет переизбран, то вновь окажется во главе правительство меньшинства, а значит, в любой момент может потерять власть. Наконец, президент США Джордж Буш весь будущий год будет озабочен ситуацией в Ираке и промежуточными выборами, которые грозят республиканцам утратой контроля над Конгрессом.
Совет Европы не уверен в Москве
В мае 2006 года Россия впервые приступит к полугодовому председательству в Комитете министров Совета Европы. КМСЕ – руководящий орган старейшей на Европейском континенте политической организации. Учитывая, что в Совет Европы входят 46 государств, следующая возможность попредседательствовать в Страсбурге у Москвы появится только через 23 года. Несмотря на то что эстафета переходит от государства к государству автоматически в алфавитном порядке, вокруг российского председательства развернулась оживленная полемика с политическим подтекстом.
Уже предприняты первые попытки выкинуть Россию из общей очереди. Прежде всего эти попытки предпринимаются членами Парламентской Ассамблеи – законодательного органа Совета Европы (на ПАСЕ, кстати, председательство государства не распространяется, а соответственно не может быть и влияния на принятие резолюций). Депутат ПАСЕ от Нидерландов Эрик Юргенс направил запрос в КМСЕ с целью выяснить, может ли страна, находящаяся под мониторингом со стороны Совета Европы, быть председателем. Мониторинг выполнения Россией обязательств, взятых перед вступлением в организацию, продолжается, однако в регламенте Совета Европы не обозначена какая-либо связь между председательством и мониторингом.
Кроме того, Россия – не единственная страна, подвергающаяся этой, «унизительной», по утверждению ряда российских представителей, процедуре. Не так давно в КМСЕ председательствовала Молдавия, находящаяся под таким же наблюдением.
По данным «НГ», основная дискуссия вокруг «сомнительности» российского председательства может развернуться на январской сессии ПАСЕ. Как отметил глава делегации РФ в ПАСЕ, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, в списке аргументов противников российского председательства фигурирует также смертная казнь и «дело Илашку».
Что касается первого вопроса, то в России продолжает действовать мораторий, однако Москва так и не ратифицировала 6-й протокол к Конвенции по правам человека, запрещающий смертную казнь. В «деле Илашку», в свою очередь, возник конфуз.
С одной стороны, Москва выплатила 700 тысяч евро лицам, фигурирующим в этом деле, в соответствии с решением Европейского суда по правам человека. С другой стороны, двое из упомянутых лиц по-прежнему остаются в приднестровской тюрьме, откуда должны были быть выпущены. Российские власти утверждают, что не могут повлиять на решение приднестровских органов.
Уже сейчас ясно, что все эти три проблемы – мониторинг, смертная казнь и «дело Илашку» – вкупе с традиционной критикой в ПАСЕ чеченской войны, отката от демократии, произвола в армии, дела ЮКОСа, событий в Благовещенске и т.п. будут служить постоянным неблагоприятным фоном для председательства Москвы в Совете Европы. Соответственно осложнится и продвижение заявленных ею приоритетов, предполагающих устранение так называемых функциональных перекосов организации.
Российские власти надеялись прежде всего привлечь внимание стран-членов к нацменьшинствам (разумеется, к русским в Прибалтике), а также понизить их интерес к темам, касающимся выборов за счет культурных и молодежных программ.
Правительства G-7 отгораживаются от Москвы
Запланированная на 2006 год полная интеграция России в группу семи крупнейших индустриальных государств (G-7) будет отложена на неопределенное время. Как узнала «ФТД» из информированных кругов, русские и впредь останутся исключенными из всех центральных совещаний министров финансов и руководителей центральных банков G-7.
Причиной среди прочего являются события вокруг нефтяного концерна ЮКОС и его бывшего руководителя Михаила Ходорковского. «Это снова подняло старый вопрос, является ли Россия страной с рыночной экономикой», – отмечалось в кругах G-7. Прежде всего США выражали на этот счет значительные сомнения, которые затем возросли еще больше.
Правительства Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Канады и США еще в девяностых годах решили, что в 2006 году G-7 будет полностью заменена на G-8. По этой причине федеральное правительство демонстративно отказалось от своей претензии на председательство в G-7 в 2006 году в пользу России. Однако теперь расширение должно распространяться только на уровень глав государств и правительств, в саммитах которых российский президент участвует уже давно.
Напротив, министры финансов и шефы эмиссионных банков привлекали своих московских коллег только к общей политической части своих встреч. А в главных финансовых и валютных дебатах русские не могут участвовать по сей день.
Новогодняя встреча перенесена
Первоначально намечалось, что в 2006 году конференции министров финансов и глав Центробанков пройдут в России. Но поскольку в этом случае министры G-7 едва ли могли бы выставить хозяина встречи Алексея Кудрина за дверь, они просто перенесли свою традиционную встречу в начале года на декабрь. Она состоится теперь в конце этой недели в Лондоне. Чтобы не обидеть русских, официально она значится как прощание с главой Национального банка США Аланом Гринспеном.
Два других совещания должны пройти в рамках плановых конференций МВФ в Вашингтоне и Сингапуре. В России же должна состояться только встреча министров финансов по подготовке июльского саммита G-8 в Санкт-Петербурге. В такой конференции руководители Центробанков традиционно не участвуют.
Что касается содержания встречи G-7 в конце этой недели, то они собираются среди прочего заняться ситуацией мирового хозяйства, оцениваемой снова позитивно. Как отмечается в кругах G-7, сильный глобальный рост продолжается. В то время как в США и Японии динамика ослабляется, в Германии и еврозоне рост ВВП ускоряется. Спорен вопрос об инфляционных рисках, который будет в Лондоне важной темой. В G-7 озабочены, что давление инфляции может увеличиться.
Клаус Гульвершайд, Берлин, и Марк Ширитц, Франкфурт-на-Майне «Файнэншл таймс Дойчланд», 01.12.05
Председательство в «большой восьмерке»
Председательство на саммитах «большой восьмерки» (G-8) осуществляется по принципу ротации. Страна-председатель вступает в это качество в начале года, однако она предлагает главную тему очередного саммита и начинает его подготовку заблаговременно, за год-полтора до его даты. В 2006-м председательство в «большой восьмерке» переходит к России. Саммит состоится в июле 2006 года в Санкт-Петербурге под председательством президента Владимира Путина. Главная тема саммита – «мировая энергетическая безопасность».
Кроме того, планируется обсудить развитие образования в мире, борьбу с распространением инфекционных заболеваний, противодействие терроризму и другим угрозам, а также развитие Африки. Подготовка саммита проводится на серии встреч на уровне министров стран-участниц. В частности, главными подготовительными мероприятиями саммита 2006 года станут 2 встречи министров финансов. Намечены также министерские встречи по конкретным темам повестки дня саммита (образование, здравоохранение и т.п.).
С 1998 года Россия является полноправным участником саммитов, однако на встречах министров финансов этих стран российский представитель все еще сохраняет статус наблюдателя, поэтому их называют встречами G7.
Председательство в Комитете министров Совета Европы
Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) – это руководящий и директивный орган Организации. В нем – главы МИД всех 46 государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет министров – это одновременно правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где формулируются общеевропейские подходы к их решению.
Вместе с другим органом Совета Европы – Парламентской Ассамблеей – Комитет министров контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств. В соответствии с принципом ротации главы МИД государств – членов Совета Европы поочередно председательствуют в Комитете министров. Передача председательства происходит каждые полгода в порядке английского алфавита. Председательствовать в КМСЕ с мая по ноябрь 2006 года будет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Председательство дает некоторое преимущество при принятии решений в КМСЕ, но не распространяется на Парламентскую Ассамблею.
В период своего председательства РФ планирует сделать акцент на укреплении национальных средств защиты прав человека, противодействии терроризму и преступности во всех формах, защите национальных меньшинств, формировании единого европейского пространства прав человека, облегчении реализации социальных прав, укреплении социальной сплоченности, межкультурного диалога, проблемах молодежи.
Россия с ежегодным взносом 23 млн. евро входит в число пяти самых крупных плательщиков Совета Европы. В период председательства размер взноса не меняется.
Исключить – не исключить
18 февраля 2005 года два американских сенатора – республиканец Джон Маккейн и демократ Джо Либерман выступили с требованием исключения России из «большой восьмерки». В предложенном ими проекте резолюции Сената предлагается поставить дальнейшее пребывание России в составе G-8 в зависимость от ее приверженности демократическим стандартам. К этим стандартам сенаторы относят верховенство закона, обеспечение прав человека, свободы слова и предпринимательства и другие. Позднее это требование было оформлено как еще однин проект резолюции, выдвинутой в Палате представителей конгрессменом-демократом Томом Лантосом.
В ноябре 2005 года Сенат принял резолюцию, осуждающую суд и итоги суда над Михаилом Ходорковским. В Палате представителей аналогичная резолюция была предложена Лантосом. 18 ноября Комиссия администрации США по безопасности и сотрудничеству в Европе «Хельсинкская комиссия» направила на имя спикера Государственной Думы РФ Бориса Грызлова письмо, в котором предупредила о негативных последствиях принятия поправок к закону о неправительственных организациях в свете предстоящего председательства РФ в «большой восьмерке» и Совете Европы. Письмо подписано сопредседателями комиссии сенатором-республиканцем Сэмом Браунбеком и конгрессменом-республиканцем Кристофером Смитом.
Юлия Петровская, Артур Блинов, Евгений Григорьев
|