2005-12-02 12:09:55 Общественная организация «Голос Беслана», отколовшаяся от комитета «Матери Беслана», обратилась к президенту и Конгрессу США, главам стран Европейского сообщества, Европарламенту и всем журналистам, работавшим в Беслане 1–3 сентября 2004 года, за помощью в расследовании захвата школы № 1. К Джорджу Бушу бесланцы обратились персонально: «Нам известно, что Ваша страна располагает съемками бесланской школы, сделанными со спутников 1, 2 и 3 сентября 2004 года. Мы просим рассекретить и предоставить эти съемки жителям Беслана для представления в судебном процессе по обвиненному в терроризме Нурпаши Кулаеву».
Насколько обоснованны надежды просителей на информацию зарубежных разведок? На первый взгляд вполне можно рассчитывать на то, что спутниковая, техническая и агентурная разведка многих государств, пристально наблюдающих за Россией, может располагать подобной информацией. И не только располагать, но и делиться. Как это было, например, в случае с российским Ту-154 авиакомпании «Сибирь», сбитым украинскими ПВО над Черным морем в октябре 2001 года. Американцы уже на следующий день опубликовали в своих газетах «утечку» спутниковой информации, а некоторое время спустя официально опровергли все оправдания Киева.
Но после Беслана подобных утечек не было. И есть все основания считать, что сейчас спецслужбы вряд ли захотят поделиться информацией. Поскольку, как утверждают эксперты «НГ», ее обнародование способно спровоцировать как максимум серьезный дипломатический скандал, а как минимум – крупные потери для иностранных спецслужб. С одной стороны, им невыгодно признаваться в слишком детальном наблюдении за Россией. С другой, обнародование данных радиоэлектронной или агентурной разведки приведет к тому, что российские спецслужбы сделают из них нужные выводы, вынудив коллег-иностранцев отзывать своих агентов или приспосабливаться к сменившимся системам шифрования. Так что демарш «Голоса Беслана» будет иметь скорее политические, а не практические последствия.
Чего не увидели спутники
Традиционно спецслужбы не комментируют свои действия, тем более возможные действия других спецслужб. На вопрос о возможности получить данные по Беслану от иностранных спецслужб руководитель Бюро по связям с общественностью Службы внешней разведки РФ генерал-майор Борис Лабусов ответил корреспонденту «НГ» так: «Это вопрос к пресс-атташе этих разведок, а не к российской».
А попытка разговорить генерала «молчаливого» ведомства привела лишь к встречному вопросу: «Как вы думаете, могут ли спутники зафиксировать выстрел из миномета или танка? Горе матерей, переживших гибель своих детей, можно понять. Естественно, они принимают все меры, чтобы узнать истинные причины трагедии. Но я затрудняюсь ответить, смогут ли им чем-то помочь зарубежные спецслужбы».
И эти слова подтверждает уже упомянутый пример со сбитым Ту-154. Как разъяснил «НГ» источник в Космических войсках, 4 октября 2001 года американский спутник с датчиками, работающими в инфракрасном диапазоне, зафиксировал движение украинской ракеты комплекса С-200 по факелу реактивного двигателя. А вот выстрел из пушки, тем более из гранатомета, его датчики вряд ли уловят.
Мало шансов, что могут помочь и спутники радиолокационного зондирования. Радарное сканирование позволяет видеть только достаточно крупные объекты – размером не менее трех метров. Так что на их фотографиях видны, в лучшем случае, одни лишь дома и танки.
Больше информации могут дать малые разведывательные спутники США Ikonos, QuickBird, OrbView и Eros. Они позволяют получать изображения с разрешением до 1 метра и могут зафиксировать отдельных людей в движении. И если один из таких спутников стоял точно над Бесланом, а не пролетал мимо, и местность внизу была хорошо освещена, тогда можно, увеличив изображение, увидеть достаточно четкую картину происходившего. За исключением тех мест, которые попали в тень домов и деревьев, и, конечно, того, что происходило под крышей школы.
Опасная откровенность
Советник председателя Совета Федерации, бывший заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов заявил «НГ», что он, как военный специалист, уверен, что никаких подробных данных о бесланской трагедии у американцев нет. «Я отдаю должное средствам и качеству космической разведки Пентагона, но чего-то такого, что не знают наши эксперты, у американцев нет».
Однако, если такая съемка все-таки есть, она, по мнению источника «НГ» в Космических войсках, означает, что спутник оказался над Бесланом не случайно. Для этого его надо было скорректировать на орбите, на что потребовалось бы около суток. И если предоставить данные, полученные в тот день и час, когда была захвачена школа, это будет равносильно признанию, что ЦРУ заранее знало о террористическом нападении – но не предупредило.
На такой скандал никто не пойдет. Другое дело, если спутник нацелили на Беслан уже после захвата – тогда подобных обвинений никто выдвинуть не сможет. Однако по косвенным данным российские специалисты смогут сделать выводы о схеме и деталях работы подобных разведывательных систем, что вряд ли порадует их хозяев.
Вторая группа разведисточников – техническая разведка НАТО и других государств. Несомненно, она была в те дни настроена на «бесланскую» волну. Системы радиоперехвата наверняка записывали все переговоры в открытом эфире, какие смогли поймать.
Но используемая в войсках система засекреченной связи (ЗАСС) передает информацию в закодированном виде. По идее, расшифровать ее вряд ли удалось, а если удалось, то тем более нет резона такой свой успех афишировать – ведь после этого будет изменена система кодирования.
Наконец, остается третий источник разведданных – агентура. Наверняка среди зарубежных корреспондентов, наблюдателей и представителей гуманитарных миссий были люди, связанные с иностранными спецслужбами. И свои отчеты, аудио- и видеозаписи они передали по назначению. Но и в этом случае определяющим снова окажется вопрос: захотят ли разведки «засвечивать» своих людей на российской территории? Ответ, увы, очевиден: почти наверняка – нет.
Виктор Мясников, Владимир Мухин
|