2005-12-03 11:19:58 Вчера в Вене прошла вторая министерская встреча ОПЕК и Евросоюза, посвященная сдерживанию мировых цен на нефть. Представители картеля обещали не снижать производство, потребовав от европейцев снизить налоги; европейцы отказались. Стороны сошлись на том, что в ближайшие годы цены на нефть будут зависеть от нефтеперерабатывающих мощностей. Значит, останутся высокими: для переработки нефти ОПЕК нужны огромные деньги и много времени.
На встрече в Вене ОПЕК представляли кувейтский министр нефти Ахмад ас-Сабах, нынешний президент картеля, нигерийский министр нефти Эдмунд Даукору, который станет президентом ОПЕК с 1 января будущего года, и исполняющий обязанности генсека картеля Аднан Шихаб-Эльдин. От Евросоюза были министр энергетики Великобритании Малколм Викс и еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Вчерашняя министерская встреча ОПЕК и Евросоюза была уже второй, в первый раз такая встреча прошла в Брюсселе в июне нынешнего года, третья пройдет там же в июне 2006 года.
Июньская встреча не принесла европейцам снижения нефтяных цен, напротив, в конце августа они достигли абсолютного рекорда в $70,85 за баррель легкой американской нефти. Сейчас они несколько понизились (вчера за американскую нефть давали $58,91, а за баррель североморской Brent – $56,79), однако все равно нефть остается чрезвычайно дорогой, и это беспокоит европейцев. Особенно господина Вика, потому что в Великобритании цена бензина превысила £1 за литр и он там является самым дорогим в мире.
Для начала представители ОПЕК постарались опровергнуть подозрения в том, что цены высоки из-за их производственной политики. Господин ас-Сабах указал, что сейчас картель добывает 30,3 млн баррелей в день. Формально квоты составляют 28 млн баррелей, а 2 млн баррелей в день можно представлять по-разному: либо как типичное для ОПЕК превышение квот, либо как обещанную на сентябрьской конференции картеля добровольную помощь мировому рынку (тогда ОПЕК решила не отставать от Международного энергетического агентства, объединяющего страны–импортеры нефти, которое начало выбрасывать на рынок по 2 млн баррелей из стратегических запасов). Представители ОПЕК обещали не сокращать производство на конференции 12 декабря. "Потому что началась зима, и мы не хотим, чтобы цены выросли",– заметил Ахмад ас-Сабах.
Затем руководители картеля перешли в атаку и заявили, что в высоких ценах на бензин в Европе виноваты высокие бензиновые налоги, собираемые европейскими правительствами. Это традиционный прием, применяемый членами ОПЕК для объяснения дороговизны бензина: Хамад Саяри, глава Саудовского арабского денежного агентства (аналога ЦБ), подсчитал, что при цене нефти $60 за баррель эта цена составляет лишь 20% цены барреля бензина на британском рынке. Мол, британское правительство берет в виде налогов гораздо больше, чем производители нефти. Господин Пиебалгс выступил в защиту европейских правительств: "Налоговая политика – краеугольный камень национального суверенитета, и Евросоюз принял недвусмысленное решение установить высокие налоги на энергоносители. Причинами этого являются, во-первых, стремление стимулировать эффективное использование энергоресурсов; во-вторых, борьба с изменением климата, потому что высокие налоги приводят к снижению энергопотребления; в-третьих, при высоких налогах каждый взлет цен на нефть меньше влияет на экономику".
Однако представители Евросоюза согласились с тем, что на рынок нефти влияет нехватка перерабатывающих мощностей. В совместном коммюнике, выпущенном по итогам встречи, указано, что "серьезные ограничения в глобальной нефтеперерабатывающей системе будут вызывать рыночную нестабильность в ближайшие несколько лет". Господин ас-Сабах призвал европейцев вкладывать побольше денег в нефтепереработку и разъяснил, что сейчас цены прежде всего растут на легкую нефть, которую легко перерабатывать в бензин, а вслед за этим автоматически дорожают и другие сорта нефти.
Надо заметить, что в мире сейчас действительно имеется проблема с нефтепереработкой. По подсчетам компании BP, в 2004 году загрузка перерабатывающих мощностей достигла 87% – самый высокий показатель за 25 лет. Консультационная компания Wood Mackenzie прогнозирует, что без значительных вложений в переработку к 2010 году в Европе будет ежегодный дефицит дизельного топлива в 50 млн тонн, то есть в 20% ожидаемого спроса. Однако вложения потребуются огромные: по подсчетам Международного энергетического агентства, до 2010 года для ликвидации проблем с нефтепереработкой в мире нужно потратить $122 млрд. При этом проблемы возникли во многом по вине ОПЕК: до сих пор нефтеперерабатывающие мощности не росли потому, что нефтепереработчики были вынуждены тратить деньги не на расширение производства, а на переоборудование заводов, чтобы они могли перерабатывать производимую картелем нефть с высоким содержанием серы. Таким образом, в Вене стороны, в сущности, согласились с тем, что в ближайшие годы цена нефти будет высока: во-первых, неизвестно, где найти дополнительные огромные деньги на строительство новых заводов, во-вторых, строительство нового завода занимает не менее пяти лет.
|