Революционеры не проигрывают выборы |
| 2005-12-06 13:22:39
В Латинской Америке стартовал очередной электоральный цикл. Парламентские выборы перемежаются с президентскими и предрекают важные перемены на политической сцене континента.
Сценарий Уго Чавеса
На состоявшихся в богатой нефтью Венесуэле 4 декабря выборах в Национальную ассамблею победила правящая партия Движение Пятая республика и другие партии, поддерживающие президента Уго Чавеса. Таким образом, венесуэльский президент установил полный контроль над парламентом страны.
Накануне голосования четыре партии отказались от участия в состязании. Это социал-демократическая и социал-христианская партии, движение Проект Венесуэла и недавно образованная «Примеро хустисиа». Они располагали значительным числом мандатов в парламенте. Их аргументы сводятся к тому, что Национальный избирательный совет находится под жестким контролем исполнительной власти и не способен обеспечить прозрачные выборы.
Нынешняя кампания рассматривается как своеобразная прелюдия намеченной на декабрь 2006 года битвы за высший пост. Уго Чавес поставил перед своими сторонниками жесткую задачу – обеспечить ему как минимум 10 млн. голосов, почти в два раза больше, чем в минувшем году, когда проводился референдум. Это гарантирует ярому критику американской администрации пребывание в президентском кресле вплоть до 2013 года. А это самый большой срок в Латинской Америке, если не считать Кубу. Как выразился известный знаток психологии латино-американцев Аугустин Бланко Муньос, «революционеры не могут проиграть выборы», намекая на использование ими испытанных рычагов и механизмов.
Женщина рвется к власти в Чили
11 декабря пройдут президентские и парламентские выборы в Чили. Они уже четвертые с момента поражения Аугусто Пиночета в 1989 году. С тех пор у власти находится блок «Консертасьон» («Согласие»), хребтом которого стал стратегический союз Христианско-демократической и Социалистической партий. До настоящего времени на вершине власти два срока находились выдвиженцы христианских демократов – Патрисио Эйлвин и Эдуардо Фрей, и один – от социалистов, Рикардо Лагос. Его мандат завершается в марте 2006 года. По Конституции, запрещается переизбрание главы государства на второй срок.
Выборы пройдут в изменившейся обстановке. Поправки, одобренные в 2005 году, устанавливают четырехлетний срок президентства вместо шестилетнего. Интрига нынешней схватки определяется двумя существенными обстоятельствами. Прежде всего неплохие шансы на успех имеет кандидат блока, социалистка Мишель Бачелет, врач по профессии, занимавшая пост министра обороны, а ранее должность министра здравоохранения. В случае ее победы установится паритет между христианскими демократами и социалистами. А самое главное – произойдет сенсация. Впервые в истории страны на вершине власти окажется женщина.
Правые выставили двух кандидатов. Один из них бывший мэр Сантьяго, экономист Хоакин Лавин, состязавшийся в 2000 году с Рикардо Лагосом и проигравший ему во втором туре. Другой – мультимиллионер Себастьян Пиньейра, владелец национальной авиационной компании и другой крупной собственности, превысившей 1,2 млрд. долл. Не случайно его называют чилийским Берлускони. Он отверг предложение соперника провести первичные выборы и выдвинулся самостоятельно в расчете на неотразимость своей харизмы.
Это обстоятельство на первый взгляд снижает шансы оппозиции. Возможно, это ошибка. Но не исключено, что это хорошо продуманная тактика. Видимо, расчет делается на второй тур, когда можно будет перегруппироваться и сплотиться вокруг того, кто вырвется вперед. Вероятность подобного сценария не сбрасывает со счетов и Бачелет. Если в начале года степень ее поддержки составляла 50%, то под конец ноября, согласно социологическим опросам, она снизилась до 39%.
Состязание программ сведется к минимуму. Правящая коалиция в общих чертах сохраняет курс, заданный «чикагскими мальчиками», придав ему более заметную социальную направленность. Тем не менее, достигнув устойчивого годового 7-процентного роста ВВП, не удалось ликвидировать диспропорции в доходах между бедными и богатыми. Эту карту может не без шансов на успех разыграть оппозиция.
Венесуэльский путь для Боливии?
На 18 декабря намечены президентские выборы в соседней Боливии, одной из беднейших стран в регионе. Незадолго до голосования выявились два кандидата. На одном полюсе находится лидер леворадикального «Движения к социализму», крестьянский вожак Эво Моралес. В предыдущем цикле он добился впечатляющих успехов, шел вровень с политическим тяжеловесом Санчесом де Лосадой, но затем уступил ему пост главы государства. Это произошло потому, что боливийская Конституция не предусматривает второго тура, и дальнейшая судьба вышедших вперед кандидатов определяется высшим законодательным органом – Национальным конгрессом. Он отдал предпочтение сопернику.
Упущенную победу Моралес конвертировал в череду мощных акций протеста, которые привели к отставке и бегству в 2003 году Санчеса де Лосады. Вакантное кресло занял умеренный политик Карлос Меса, пытавшийся наладить диалог с радикальной оппозицией. Ее основным требованием стала национализация газовой индустрии и передача ее в руки государства. Волна протестов не утихала и привела к отречению от власти Месы. В условиях нараставшей смуты самый большой по размерам территории, промышленно развитой, богатый залежами газа департамент Санта-Крус заявил о намерении выделиться в самостоятельное государство. Страна подошла к порогу гражданской войны.
На противоположном полюсе находится увлекающийся альпинизмом технократ Хорхе Кирога, выдвиженец правящей элиты. Он опытный политик неолиберального толка.
Исход битвы труднопредсказуем. Но создается впечатление, что истеблишмент сумеет перекрыть дорогу Моралесу, который готов осуществить радикальные преобразования. В случае его прихода к власти Боливию ожидает крен влево, она может пойти по венесуэльскому варианту развития. Моралес часто наведывается в Венесуэлу, у него наладились доверительные отношения с Чавесом. Пресса пестрит сообщениями об огромной материальной помощи.
Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян - ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.
|