2005-12-07 10:49:57 На кризисной ноте завершилось в Любляне традиционное совещание министров иностранных дел стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Глава российской дипломатии Сергей Лавров с трибуны совещания в очередной раз поднял проблему «двойных стандартов» в подходах ОБСЕ и призвал пересмотреть всю «философию» ее деятельности. Особо резкой критике министр подверг практику направления наблюдателей ОБСЕ на выборы в страны-участницы. «Кто направляет наблюдателей? Кто дает им инструкции и каковы они?» – вопрошал министр. Неожиданная постановка вопроса со стороны представителя одной из ключевых стран в ОБСЕ, но вместе с тем объяснимая, если учесть критические замечания наблюдателей ОБСЕ по поводу президентских выборов 2004 года в России и недавних в Чечне.
Вопросы Лаврова повисли в воздухе. Хотя хозяин встречи министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел отметил, что «услышал в некоторых выступлениях эхо холодной войны». Участники совещания ограничились тем, что понизили долю России в бюджете ОБСЕ с 9 до 6% и повысили американскую – с 9 до 12%. В какой-то мере это отражает тенденцию в том, что касается роли и влияния конкретных стран в этой организации.
То, что ОБСЕ на полных парах идет к кризису, в котором России будут прямо противостоять почти все остальные участники этой организации, очевидно, если учесть приближающиеся выборы в Белоруссии. Ситуация в ОБСЕ и перспектива конфликта из-за выборов в Белоруссии – лишь один из аспектов ухудшившихся отношений между Россией и ее западными партнерами. Несмотря на все состоявшиеся объяснения, в том числе и в ходе встреч на высшем уровне, отношение к процессам, происходящим на постсоветском пространстве, все больше противопоставляет Москву западным столицам.
Еще одним объективным фактором противостояния стали связи Москвы со странами, зачисленными Вашингтоном в число «изгоев» либо составных частей «оси зла». Речь идет не только о торговле и обменах, но и сделках в таких чувствительных областях, как продажа современного оружия, заметно усиливающего военный потенциал той или иной страны. Под такое определение подпадает, например, контракт о продаже зенитных комплексов «ТОР» Ирану, вызвавший резкое недовольство в Вашингтоне. Не могут не вызвать раздражения со стороны западных партнеров России и два крупных контракта «Газпрома» с Сирией, хотя и мирные, но выглядящие как жест поддержки сирийского режима в условиях растущей изоляции Дамаска со стороны западных столиц, ведь «Газпром» – государственная компания.
Наконец, непосредственно в отношениях между Россией и странами Запада немало моментов, напоминающих катание на аттракционе, которое в разное время называли то русскими, то американскими горками: подъем переходит в спуск, затем снова подъем, за которым неизбежно следует новый спуск. На данный момент наблюдается последнее – захватывающий дух спуск. Спуск – это попытки американских сенаторов и конгрессменов поставить под вопрос нынешнее председательство России в «большой восьмерке» и даже само ее участие в этой влиятельной международной организации, и «забытый» Конгрессом США вопрос об отмене дискриминационной поправки Джексона–Вэника, а также попытки под разными предлогами помешать вступлению России в ВТО.
Подобные действия наблюдаются и на «европейском направлении», где наиболее заметными являются усилия Варшавы по противодействию строительству трансбалтийского газопровода.
Тот факт, что у России есть свои национальные интересы и свои друзья, споров ни у кого не вызывает. Вызывает проблемы лишь то, что некоторые «друзья» задействуют «российский контакт» в момент своей изоляции или конфликта с той или иной западной страной, противопоставляя таким образом Россию ее западным партнерам. И сама Москва нередко по поводу и без не упускает возможности «доказать свое», как это произошло в случае с проектом закона о неправительственных организациях. Ныне, как известно, пересматриваемого, в том числе и с учетом критики со стороны заграницы.
Ущерб тем не менее нанесен. В сухом остатке остается заметное охлаждение отношений между Москвой и ее западными партнерами, приоритетность которых до сих пор не оспаривалась. Охлаждение, но надо отметить, никак не возвращение к временам холодной войны, хотя бы по той причине, что обе стороны – и Россия и Запад понимают важность для самих себя сохранения тесного сотрудничества.
Вместе с тем ущерб от такого состояния дел, когда сотрудничество перемежается с взаимной перепалкой, очевиден. Он ослабляет перспективы взаимодействия, мешает решению таких важных для России вопросов, как ее вступление в ВТО, развитие торгово-экономических связей со своими партнерами, наконец, подрывает престиж Москвы на международной арене.
Ситуацию в связи с последними событиями комментирует известный американский эксперт в области международных отношений директор Московского центра Карнеги Эндрю Качинс. По его мнению, в последние два года наиболее болезненным «раздражителем» в отношениях между Россией и странами Запада, прежде всего США, была ситуация на постсоветском пространстве. В то время как Запад поддержал демократические перемены в Грузии и на Украине, Россия настороженно отнеслась к произошедшим там цветным революциям и в целом весьма болезненно продолжает относиться к процессам демократизации в бывших советских республиках. На втором месте, по крайней мере в российско-американских отношениях, находятся связи России со странами, с которыми ссорится Запад. При этом важнейшей проблемой остается судьба иранской ядерной программы – как в военном аспекте, так и гражданском. Если по этой проблеме наблюдаются некоторые подвижки в позиции Москвы в сторону учета подходов западных стран, то в других аспектах Кремль не ориентируется на позицию Запада. Это касается сделки по «Торам». Третьей сферой, где Запад критически относится к действиям Кремля, являются вопросы российской внутренней политики.
По мнению эксперта, наличие столь серьезных «раздражителей» привело к дальнейшему охлаждению отношений между Россией и Западом, прежде всего с США. Вместе с тем у обеих сторон есть серьезные взаимные заинтересованности в сотрудничестве, прежде всего в сферах безопасности, нераспространения и энергетики. В свете этого у противников участия России в «большой восьмерке» на данный момент не хватает сил, чтобы добиться ее исключения.
|