На аджарского льва объявлена охота |
| 2005-12-07 11:26:23 Президент Грузии Михаил Саакашвили все-таки решил «разобраться» с бывшим главой Аджарской автономной республики Асланом Абашидзе и дал добро на его уголовное преследование. В минувшие выходные Батумский городской суд объявил Абашидзе в розыск, поддержав тем самым требование Генеральной прокуратуры Грузии. В Батуми и Тбилиси посчитали, что, находясь на свободе, Абашидзе препятствует расследованию его дела. Суд автономии счел обоснованными выдвинутые против экс-главы Аджарии обвинения в присвоении госимущества на сумму в 99 млн. лари (более 50 млн. долл.), в организации терактов, в уничтожении незадолго до бегства из Грузии мостов у административной границы автономии через реки Чолоки и Какути, в незаконных арестах людей.
Адвокат семьи Абашидзе Шалва Шавгулидзе считает, что власти страны нарушили данные бывшему главе Аджарии гарантии неприкосновенности, и сообщил журналистам, что намерен обжаловать решение батумского суда. «Когда на фоне того, что президент всенародно обещал Аслану Абашидзе неприкосновенность, встает вопрос о его задержании, это означает, что либо Генеральная прокуратура пренебрегает словами президента, либо сам президент нарушает слово. В любом случае это не добавляет чести политическому руководству Грузии», – заявил Шавгулидзе журналистам.
У Саакашвили хорошая память
Президент Грузии Михаил Саакашвили придерживается иного мнения. «Решение об объявлении в розыск бывшего главы Аджарии Аслана Абашидзе является прерогативой суда. Мы дали ему гарантию того, что он покинет Грузию невредимым. Но после того, как он сбежал из страны, на минах, установленных в разных уголках Аджарии его режимом, подрывались люди. Выяснилось и то, что при Абашидзе (в Аджарии. – «НГ») были совершены еще тысячи других правонарушений. Грузинское государство никому не гарантирует ухода от ответственности за совершение таких преступлений», – заявил Саакашвили журналистам.
Объявление Аслана Абашидзе в розыск выглядит как ответ грузинских властей на иски семьи Абашидзе, внесенные в Конституционный суд Грузии и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Эти иски оспаривают действия властей в процессе конфискации в 2004 году движимого и недвижимого имущества бывшего аджарского лидера на общую сумму почти в 100 млн. долл. Страсбургский суд принятие иска подтвердил, а грузинский Конституционный суд определится с этим на своем заседании 14 декабря.
Не отрицая этой версии, ведущий эксперт Кавказского института мира, развития демократии Паата Закареишвили отмечает, что к подобным действиям грузинские власти подтолкнул еще и наметившийся в Москве политический альянс Абашидзе с бывшим шефом госбезопасности Игорем Георгадзе, также объявленным в розыск по обвинению в терроризме. «В свое время, гарантировав неприкосновенность главе Аджарии, Саакашвили поступился юридическими нормами, и это было оправданно, поскольку существовала опасность большого кровопролития. Теперь с юридических позиций к действиям властей претензий нет, но отчетливо чувствуется их политическая мотивация», – заявил политолог «НГ».
Родственники Аслана Абашидзе, остающиеся в Батуми, в частности сестра Наргиза, происходящее не комментируют. Издатель газеты «Батумелеби» Мзия Амаглобели сообщила «НГ», что в столице автономии объявление в розыск бывшего главы Аджарии никакого ажиотажа не вызвало. «Никаких митингов или акций протеста нет. Город живет обычной жизнью», – сказала она. Впрочем, у этой «обычной жизни» есть свои особенности. Складывается впечатление, что новые власти делают все, чтобы вытравить все следы правления Абашидзе в Батуми – демонтированы даже установленные при его власти современные дорогостоящие туалетные кабины на городской набережной. Хотя ощутимой ностальгии по Абашидзе в Батуми действительно не наблюдается.
Представитель пресс-центра Генпрокуратуры Грузии Хатуна Цхведиашвили сообщила «НГ», что практические процессуальные действия по делу Абашидзе могут начаться лишь после того, как в этом ведомстве получат соответствующее письменное постановление суда, которого пока нет. «Мы не знаем, когда именно этот документ поступит», – сказала Цхведиашвили. Что же касается самих действий, то на первом этапе последует запрос в правоохранительные структуры той страны, где предположительно находится лицо, объявленное в розыск. В зависимости от этого определятся и дальнейшие ходы, не исключающие обращения в Интерпол. По имеющимся данным, Аслан Абашидзе все еще живет в Москве, куда выехал сразу после свержения. Но при этом грузинские структуры допускают, что он может находиться в Австрии или Италии, где вроде бы обладает недвижимостью, или в каком-нибудь другом европейском государстве. Но наиболее вероятным местом, где Абашидзе находится и теперь, в Тбилиси все же считают Москву.
В последний раз семья Абашидзе имела непосредственные контакты с грузинскими правоохранительными структурами почти год назад, когда дочь Аслана Абашидзе Диана, вознамерившаяся посетить могилу матери в годовщину ее смерти, по прибытии в Батуми оказалась под домашним арестом. Тогда ее несколько дней то поочередно, то перекрестно допрашивали представители прокуратуры и финансовой полиции. Их интересовало нажитое семьей состояние, недвижимость, сеть нигде не зарегистрированных мелких предприятий, производящих ширпотреб и продукты питания. К тому времени опальный глава автономии был уже лишен части своих богатств: нескольких вилл и квартир, коллекций произведений искусства и антиквариата, оружия, автомобилей, небольшого зверинца экзотических животных и уникального питомника кавказских овчарок. Все это было национализировано и частично реализовано с аукционов революционными властями Грузии, многомиллионные банковские счета заморожены и впоследствии также конфискованы. По не подтвержденным официально данным, еще около 20 млн. долл. семье пришлось выплатить за освобождение Дианы Абашидзе – тогда новые власти Грузии широко практиковали метод: «уведенные» из бюджета средства в обмен на свободу.
Абашидзе в Москве комфортно
Утверждать наверняка, что бывший глава Аджарии находится сейчас в Москве, не берется пока никто из собеседников «НГ». В последний раз об этом публично заявлял мэр Москвы Юрий Лужков. В декабре прошлого года, находясь с визитом в Армении, мэр рассказал журналистам, что Абашидзе живет и работает в Москве. «Однако при том комфорте, который мы ему создали, он испытывает дискомфорт за судьбу своего народа», – добавил тогда столичный градоначальник. Юрий Лужков никогда не скрывал дружеских отношений с Абашидзе. 6 мая прошлого года, в день отставки аджарского лидера, столичный мэр встречал его в правительственном аэропорту «Внуково-2». Через своего пресс-секретаря Сергея Цоя он заявил, что «никогда не бросал друзей в беде». Спустя некоторое время мэр сообщил, что «помог Абашидзе разместиться». «Мы по-прежнему дружим, постоянно встречаемся, мы не оставляем его без внимания, нашей дружеской, товарищеской опеки», – добавил тогда Лужков.
Процедура международного розыска предполагает участие Интерпола. В российском бюро этой организации корреспонденту «НГ» заявили: «Циркуляр на Абашидзе из штаб-квартиры в Лионе к нам не приходил». И разъяснили, как это обычно происходит. «Страна-инициатор розыска, в данном случае Грузия, отсылает циркуляр – так называемый «красный угол» – в генсекретариат Интерпола. Оттуда его рассылают по всем странам-участникам», – сказали «НГ» в российском бюро Интерпола.
Однако международный розыск на территории России невозможен без участия российских правоохранительных структур. Особенно если речь идет о розыске российского гражданина, а в случае с Абашидзе это более чем вероятно. Источник «НГ» в МВД РФ рассказал, что если у Аслана Абашидзе есть российское гражданство, он может себя чувствовать в России вполне уверенно. «Российская Федерация не выдает своих граждан», – заявил источник «НГ». Однако достоверных сведений о том, что Абашидзе владеет российским паспортом, нет. «Если в России обнаружили человека, объявленного в розыск, а гражданство его неизвестно, то его определяют по документам, отпечаткам пальцев и физиономическим данным. В том случае, если установлено, что он – гражданин той страны, где его задержали, выдавать его не будут. У всех стран-участниц есть иммунитет, согласно которому своих граждан они судят сами. Таким образом, Генпрокуратура РФ посылает запрос в прокуратуру страны-инициатора с требованием материалов уголовного дела, переведенных на русский язык. После этого будет решаться, является ли это преступлением в России и надлежит ли его преследовать здесь в уголовном порядке», – заявил источник «НГ».
Юрий Симонян, Екатерина Блинова
|