2005-12-08 15:45:45 У текущего по китайской реке Сунгари в сторону России ядовитого химического пятна появилась первая жертва. При невыясненных обстоятельствах ушел из жизни вице-мэр города Цзилинь, 43-летний Ван Вэй. Во вторник его нашли мертвым в своем доме. Вчера городские власти подтвердили факт гибели чиновника.
По неофициальным данным, вице-мэр Ван покончил жизнь самоубийством. Его смерть произошла как раз в тот день, когда правительство КНР создало спецкомиссию по расследованию причин прогремевшего 13 ноября взрыва на химзаводе в Цзилине и установлению виновных. Ее возглавил директор Госуправления КНР по безопасности на производстве Ли Ичжун, пригрозивший суровыми карами «виновным в пренебрежении своими обязанностями».
Вице-мэр Ван Вэй отвечал за преодоление последствий взрыва на заводе. Он же сообщил китайским СМИ, что опасности загрязнения природы нет, хотя на самом деле в Сунгари вылилось 100 тонн канцерогенного бензола. 23 ноября китайским властям пришлось сказать правду и остановить водоснабжение крупного города Харбин. Похожая ситуация была весной 2003 года, когда китайские чиновники в сфере здравоохранения упорно скрывали информацию о всплеске эпидемии атипичной пневмонии.
Чтобы успокоить раздраженных некомпетентностью бюрократии людей, живущих на берегах Сунгари, власти КНР избавились от нескольких крупных чиновников. В отставку ушел глава Госуправления КНР по охране окружающей среды Се Чжэньхуа. Сняты с постов генеральный директор, он же секретарь парткома Цзилиньской нефтехимической компании Юй Ли, а также директор Шуанбэньского химзавода, на котором произошел взрыв.
Судя по всему, вице-мэр Цзилиня понял, что может стать жертвой демонстративно жесткого наказания. И у него не выдержали нервы. Заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев рассказал «Времени новостей», что «случаи самоубийства крупных чиновников в Китае в последние годы не были редкостью, но обычно они связаны с опасностью разоблачения коррумпированных связей бизнеса и партийных аппаратчиков».
Угрозы сурового наказания не меняют правила бюрократической игры. Андрей Карнеев считает: «Проведение еще одной проверки вряд ли сможет изменить ситуацию, ведь в основе стремления чиновников скрыть неблагоприятную информацию лежат объективные причины. Все они вынуждены рапортовать о достижениях, поскольку сложившаяся система ориентирует бюрократию на быстрый рост экономики». По мнению ученого, «зеленый ВВП», то есть экономический рост без разрушения экологии, о котором все чаще говорят в Пекине, «остается отдаленной целью, которая еще не скоро дойдет до провинциального уровня».
|