2005-12-09 14:45:25 История с задержанием российского грузового теплохода «Терней» северокорейскими пограничниками в четверг окончательно зашла в тупик. Наше судно уже более суток остается на якоре в территориальных водах КНДР под присмотром вооруженных автоматчиков. По требованию хозяев «Тернея» -- владивостокской компании «Ардис» -- капитан теплохода отказался выполнять приказы корейцев и следовать в порт Ким-Чхэк (Сонджин). В «Ардисе» уверены, что их судно не нарушило никаких международных морских законов.
«Терней» появился в территориальных водах Северной Кореи в среду. По словам представителя судовладельцев Анатолия Ильюхова, теплоход вынужден был изменить курс, спасаясь от сильного шторма. Морское законодательство допускает подобные ситуации: судно, следуя из одной страны в другую, может заходить в территориальные воды третьего государства, и такие случаи на практике нередки. В «Ардисе» уверяют, что «Терней» даже получил соответствующее разрешение от пограничных властей КНДР, что и было внесено в судовой журнал. Но по какой-то причине уже после захода в корейские воды теплоход под канонаду предупредительных выстрелов был задержан у мыса Мусудан местным пограничным катером.
По мнению представителей КНДР, «Терней» является судном-нарушителем и должен отправиться для досмотра в Ким-Чхэк, расположенный в 200 км от места задержания. На борт теплохода высадились две группы вооруженных автоматами корейцев. Эта странная история быстро получила огласку, и в дело вмешались российские дипломаты из посольства в Пхеньяне и генконсульства в Чхонджине (приграничная провинция Хамген-Пукто). Однако пока, как сообщил РИА Новости российский генконсул в Чхонджине Евгений Валькович, корейские власти не разрешают нашим дипломатическим представителям встретиться с капитаном и экипажем «Тернея». Пограничники упорно настаивают на заходе российского судна в Ким-Чхэк, где обещают провести доскональное разбирательство инцидента в соответствии с местными законами.
Не очень понятно, почему северокорейские пограничники так резко отреагировали на российское судно. Попытка спастись от шторма -- вполне уважительная причина для появления в чужих территориальных водах, даже для сверхподозрительного пхеньянского режима. Возможно, служебное рвение корейцев подстегнуло то, что «Терней» шел из «вражеского» южнокорейского порта. Но после того, как российское судно отказалось выполнять указания пограничников, ситуация стала тупиковой: корейцам трудно будет взять и отпустить «нарушителей», тогда как хозяева «Тернея», уверенные в собственной правоте, не желают следовать непонятным им требованиям погранохраны.
Остается надеяться лишь на то, что дипломаты смогут потушить этот скандал и найти выход, устраивающий все конфликтующие стороны. В конце концов до этого морского инцидента отношения между двумя странами выглядели вполне добрососедскими: хотя Россия сейчас уже не является, как в советские времена, ближайшим союзником КНДР, но и явно не причисляется пока в Пхеньяне к врагам Ким Чен Ира.
|