2005-12-12 13:59:35 Комиссия по чрезвычайной ситуации Хабаровского края приняла решение форсировать перекрытие крупнейших амурских рукавов в районе краевого центра. На Пемзенской протоке возобновились строительные работы, а на остров Большой Уссурийский тяжелую технику перебрасывают вертолетами МЧС. Как заявил губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, пограничная протока Казакевичева должна быть перегорожена временной запрудой, чтобы не допустить попадания ядовитой воды из Сунгари в Амурскую протоку, которая питается водами Уссури. Это позволит направить чистую незараженную уссурийскую воду к городским водозаборам. Бензольное пятно после вхождения в амурское русло будет спускаться вдоль правого берега Амура, на котором расположен Хабаровск. Частично отравленная вода зайдет и в протоку Казакевичева, расположенную выше Хабаровска.
Обычно зимой этот речной рукав перемерзает, и вода из нее не попадает в Амурскую протоку и на городские водозаборы. Однако в нынешнем году из-за недостаточно низких температур этого не произошло. Поэтому сейчас в район протоки начата переброска техники для возведения дамбы. Но пока проект хотя бы и временной дамбы не будет согласован с китайской стороной, работы здесь не начнутся. Как сообщил генеральный консул КНР в Хабаровске Фань Сяньжун, Китай готов полностью за свой счет перегородить протоку Казакевичева. Российская сторона настаивает на том, что приграничную запруду необходимо строить на паритетной основе. Такой вариант китайцев почему-то не устраивает.
Как рассказал «Времени новостей» директор Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Александр Воронов, комиссия высокопоставленных чиновников правительства Хабаровского края рассмотрела альтернативные варианты строительства гидротехнических сооружений, которые можно было бы создать без согласия китайской стороны. Однако вскоре руководитель управления по делам ГО и ЧС по Хабаровскому краю Иван Сыч сообщил, что комиссия по ЧС Хабаровского края полностью приняла условия китайцев по строительству дамбы на протоке Казакевичева. Наши соседи будут строить ее только своими силами. Китайцы обещают приступить к работам в ближайшее время.
Еще больше вопросов вызывает форсированное строительство запруды на Пемзенской протоке. Еще 28 ноября краевая комиссия по чрезвычайной ситуации приняла решение приостановить сооружение дамбы. Как тогда заявил заместитель директора водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Алексей Махинов, «Пемза должна была вобрать в себя до 60% бензольных веществ, которые надвигаются на Хабаровск из Китая, и пропустить этот вал мимо городского водозабора". Именно в этом амурском рукаве было обнаружено незначительное превышение предельно допустимых концентраций по бензолу. О чем на пресс-конференции в Хабаровске заявил заместитель руководителя «Росприроднадзора» Олег Митволь. Тогда же предлагалось не только приостановить возведение запруды на Пемзенской протоке, но даже частично разрушить уже построенную дамбу, чтобы увеличить скорость течения и скорее слить бензольное пятно по течению реки.
Однако после того как федеральный чиновник уехал из Хабаровского края, ситуация резко изменилась. Сегодня специалисты того же Института водных и экологических проблем говорят прямо противоположные вещи. Как заявил г-н Воронов, запруду на Пемзенской протоке необходимо срочно достроить. Она послужит своего рода стеной, с которой столкнется поток чистой амурской воды с левого берега реки. Левобережная струя, по новым расчетам гидрологов, разбавит сунгарийские воды, отравленные бензолом.
Отметим, что новый план спасения Хабаровска от грядущего пятна краевые власти реализуют форсированными темпами. Как сообщил начальник краевого предприятия «Хабаровскуправтодор», генерального подрядчика стройки на Пемзенской протоке, Олег Федоров, работы не прекращаются ни днем, ни ночью. Камень в тело запруды сбрасывают 40 большегрузных машин. За несколько дней строители успели сделать почти месячный объем работ. Осталось перегородить меньше 30 метров протоки. Строительство запруды собирались завершить к 10 декабря, хотя ранее сдать объект планировалось только к новому году. По словам г-на Федорова, на форсированное возведение дамбы из федерального бюджета потребуется выделить дополнительно 40 млн руб. Весь же проект возвращения Амура в его историческое русло оценивается примерно в 400 млн рублей.
|