2005-12-14 13:42:24 Увлечение заграничными командировками может сослужить нехорошую службу сотрудникам, слишком долгое время пребывающим за пределами родины. Как разъяснило недавно Министерство финансов, проведя более полугода за границей, сотрудники иностранных представительств российских компаний, журналисты, артисты теряют статус российского налогового резидента, а значит, должны платить подоходный налог в размере 30, а не 13%. Правда, только в том случае, если в документах у них зафиксировано слово «командировка».
Как говорится в обнародованном на этой неделе письме Министерства финансов от 28 октября «О налогообложении налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организаций в период нахождения за границей», зарплата, выплачиваемая работнику за время его нахождения за границей, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13% только в случае, если срок пребывания работника за границей не превышает календарные полгода (183 дня). В противном случае человеку, как нерезиденту, придется расстаться уже с 30% заработанных денег, если, конечно, они выплачивались «вбелую». Причем это будут 30% без права использования стандартных вычетов, полагающихся обычным налоговым резидентам России.
Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации налоговиками устанавливаются просто -- по отметкам пограничного контроля. Но хотя разница ставок подоходного налога "30--13" довольно внушительна, сама по себе она не новость: в Налоговом кодексе нерезиденты изначально выделены в отдельную группу. Поэтому письмо Министерства финансов направлено скорее на то, чтобы пояснить: если человека уличат в налоговом нерезидентстве, ему выгоднее будет расплатиться на родине, пусть и по повышенной ставке, чем быть признанным резидентом другой страны (возможно, с более высоким подоходным налогом) и разбираться потом с иностранными фискальными органами.
Дело в том, что согласно российскому Налоговому кодексу резиденты, проживающие на территории страны более 183 дней в календарном году, платят 13-процентный подоходный налог независимо от того, где они получили доходы: за границей или в России. Доходы же нерезидентов облагаются по российским законам 13-процентной ставкой только в том случае, если получены на российской территории. В противном случае Россия вовсе не имеет права их взыскать. Этот пункт и является одним из способов минимизации налоговой нагрузки -- когда компания-работодатель оформляет своего сотрудника как командированного от головного офиса, а не фиксирует его в качестве работающего за границей как на постоянном месте службы.
Между этими двумя определениями большая разница: командированный получает доходы от источника в России, а значит, как нерезидент должен платить налоги в России. Зато работа за рубежом «на постоянном месте» освобождает нерезидента от российских налогов (правда, вынуждает его отчитываться перед чужим государством). Ведь Налоговый кодекс говорит, что вознаграждения за работы и услуги, выполненные за пределами страны, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников извне, по которым Россия не спросит.
На этот счет Министерство финансов специально разъяснило, что по статье 166 Трудового кодекса командировка -- это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянного места работы. Далее в письме Минфина идут ссылки на ннструкцию Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС 1988 года, где говорится, что срок служебной командировки не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Исключение делается только для командировок рабочих, инженеров и специалистов, направляемых для выполнения монтажных и строительных работ. Эти категории работников могут провести в заграничной командировке не более года. В тех случаях, когда филиалы, участки и другие подразделения, входящие в состав предприятия, находятся в другой местности, местом постоянной работы признается именно это локальное подразделение.
Это значит, что столь длительные командировки, с точки зрения Минфина, командировками вовсе не являются, а являются выполнением обязанностей на постоянном месте работы за границей. Правда, таким разъяснением Минфин вряд ли что-то для себя изменит, предостерегая от потери резидентства. По логике, если нерезидент и получил доходы за границей, России с этого в любом случае ничего не достанется. Но еще вопрос, что для российского налогоплательщика безопаснее -- быть уличенным родными фискалами в минимизации своих налогов с 30 до 13% либо иметь дело с налоговиками иностранных государств.
|