2004-11-25 11:25:16 После переизбрания на второй срок президент США Джордж Буш с удвоенной энергией взялся за реформирование американских спецслужб. Вечером во вторник Белый Дом опубликовал несколько указов, касающихся деятельности американской разведки. ЦРУ приказано «как можно скорее» увеличить на 50% число оперативных сотрудников для «укрепления возможностей в сфере агентурной разведки». Наполовину будет увеличен штат аналитиков и сотрудников, владеющих «критически важными для выполнения задач иностранными языками», а также число специалистов, занятых научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Кроме того, шпионам приказано поставлять в Белый Дом материалы с «различными подходами» к горячим проблемам.
Формально указы Буша следуют рекомендациям комиссии конгресса, расследовавшей теракты 11 сентября 2001 года в США. На деле они ведут гораздо дальше -- к крупнейшему в истории расширению центрального шпионского ведомства Америки. В середине 90-х годов, сразу после краха СССР, ЦРУ ежегодно рекрутировало в свои ряды два-три десятка новых сотрудников. В последние годы это число увеличилось до нескольких сотен. Теперь в агентство, годовой бюджет которого превышает 5 млрд долл., придут тысячи новых шпионов. Считается (официальные цифры засекречены), что в ЦРУ работает около 20 тыс. человек, в том числе в оперативном директорате, ведущем тайные операции за рубежом, около 5 тыс., из них почти треть -- законспирированные агенты в других странах.
Кроме того, президент Буш распорядился в 90-дневный срок решить, стоит ли переподчинить Пентагону проведение тайных вооруженных операций за рубежом, в настоящее время выполняемых спецкомандами ЦРУ. Они, например, были задействованы на начальных этапах войны в Афганистане и Ираке, в Пакистане эти команды пытаются отловить главу «Аль-Каиды» Усаму Бен Ладена.
Вчера, словно отвечая на новые инициативы Буша по реформированию ЦРУ, агентство опубликовало на своем сайте несекретную часть доклада американскому конгрессу. Он озаглавлен «Закупки технологий, связанных с оружием массового уничтожения и современными обычными вооружениями, в период с 1 июля по 31 декабря 2003 года». В нем названы страны, стремящиеся заполучить ОМУ. Это Иран, Ирак, Ливия, КНДР и Сирия. В разделе «Основные поставщики современных вооружений и технологий для создания ОМУ» фигурируют Северная Корея, Китай и неназванные «другие страны», в том числе из Западной Европы.
Возглавляет список поставщиков запрещенных смертоносных технологий и вооружений Россия. По мнению ЦРУ, «несмотря на прогресс, достигнутый в России в области контроля за нераспространением ОМУ, ситуация в этой сфере продолжает вызывать серьезную озабоченность». Американские аналитики говорят, что «некоторые российские университеты и НИИ выражают готовность получать прибыли за счет обучения иностранных студентов технологиям, связанным с ОМУ и ракетами». В докладе признается, что тема нераспространения «оставалась важным элементом двустороннего диалога США с Россией», но российские власти прилагали недостаточно усилий, «чтобы снизить утечку ОМУ, а также материалов, ноу-хау и технологий, использующихся для создания ракет». Руководство Лэнгли дает совет Кремлю: «Надо убедить российских экспортеров и чиновников, ответственных за соблюдение режима нераспространения, в том, что вопрос имеет первостепенное значение, а нарушители будут наказаны».
|