2005-12-15 17:14:47 Прошедший вчера в столице Малайзии Куала-Лумпуре учредительный саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС) ознаменовался серьезными разногласиями его участников по "российскому вопросу". Пока приглашенный на форум в качестве специального гостя президент России Владимир Путин выступал с приветственной речью, за кулисами форума шли нешуточные дебаты. И казалось бы, согласованное накануне решение о принятии нашей страны в сообщество оказалось под большим вопросом.
Антироссийскую оппозицию возглавил премьер-министр Австралии Джон Говард. Он заявил, что вступление России в Восточноазиатское сообщество несет угрозу складывающейся архитектуре региональной безопасности. Премьера Говарда поддержала Индонезия. Делегация этой страны также предложила ВАС взять в отношении России паузу и объединяться без Москвы.
Учредительную декларацию о целях сообщества подписали вчера представители 16 стран, среди которых России не было. Это десятка стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Однако демарш Австралии и Индонезии тут ни при чем -- подпись российского лидера под этим документом не предусматривалась изначально.
Самое главное, что никаких возражений и ограничений насчет дальнейшего расширения организации в текст внесено не было. Было решено сделать саммиты ВАС регулярными и проводить их одновременно с различными встречами по линии АСЕАН, в которых Москва участвует весьма активно. К следующему саммиту Восточноазиатского сообщества, который пройдет в декабре 2006 года на Филиппинах, Россия вполне сможет стать 17-м членом этой организации.
Идею присоединения России к ВАС поддержало большинство стран -- членов АСЕАН во главе с Малайзией. Эта страна в настоящее время председательствует в постоянном комитете АСЕАН. Примечательно, что бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад, выступавший одним из инициаторов интеграции стран Восточной Азии в противовес торговым блокам в Европе и Северной Америке, также поддержал кандидатуру России. Незадолго до встречи в Куала-Лумпуре он высказал мнение, что Австралия, Новая Зеландия и Япония будут проводниками политики Вашингтона. «Австралия в основе своей европейская страна, и она показала остальному миру, что выступает для Америки помощником шерифа. Поэтому взгляды Австралии будут представлять не Восток, а позицию Америки», -- заявил Махатхир журналистам.
Так неужели австралийский премьер противился принятию России в ВАС по указанию Вашингтона? Ученый секретарь Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Вячеслав Амиров в беседе с "Временем новостей" высказал мнение, что в основе демарша Канберры лежали прозаические финансово-экономические мотивы. Австралия и прежде занимала сдержанную позицию по поводу участия России в различных организациях в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дело в том, что Россия и Австралия -- "конкуренты в области поставок в страны АТР сырьевых и энергетических ресурсов, прежде всего сжиженного газа", отметил собеседник "Времени новостей".
Однако австралийская сторона должна понимать, что ее собственных поставок не хватит, чтобы удовлетворять растущие потребности региона, в котором проживает больше половины человечества. Сосредоточенные на шельфе северо-западного побережья Австралии запасы природного газа составляют около 1 трлн кубометров. Они более чем в пять раз уступают запасам Европы, которая вынуждена импортировать газ из России и Северной Африки. При этом собственные потребности в газе австралийского острова Тасмания удовлетворяются за счет импорта из Новой Зеландии.
К тому же Австралия еще не освободилась от "болезни дипломатического роста". Бывшая британская колония с трудом пытается определить свое место и роль в регионе, культурные и политические традиции которого зачастую весьма сильно отличаются от англо-саксонских стереотипов. Как напомнил г-н Амиров, еще в 1989 году планы Канберры по созданию на базе АТЭС мощной структурированной организации были сорваны из-за жесткой позиции США, которых не позвали в новую организацию. Откровенная попытка оставить Россию за пределами Восточноазиатского сообщества указывает на желание австралийцев не пускать в регион другие крупные страны, дабы самим занять лидирующие позиции в регионе.
|