Россия перекраивает экономическую карту мира |
| 2005-12-16 10:59:27 Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «Газпром» может прекратить поставки Киеву с начала нового года. «Если контракт не будет подписан до 1 января 2006 года, у «Газпрома» не будет оснований поставлять газ на территорию Украины, – заявил Миллер и при этом добавил: – Нельзя поставлять товар за пределы таможенной территории Российской Федерации, не имея контракта». Между тем энергетический вопрос не дает о себе забыть и на восточном направлении. На завершившемся на днях саммите АСЕАН – России со странами Юго-Восточной Азии – ключевой темой было именно сотрудничество в топливно-энергетической сфере. В результате переговоров Владимир Путин подписал декларацию о партнерстве в области разведки, добычи, транспортировки и потребления нефти, газа.
Таким образом, энергетические аспекты во внешней политике России заняли в последнее время исключительно доминирующую роль. Все это говорит о том, что энергетический фактор является наиболее весомым в переговорах России с другими странами.
Чтобы понять, как иностранные государства зависят от России, и определить истинные движущие силы межправительственных переговоров, «НГ» совместно с Институтом проблем естественных монополий и Институтом энергетики и финансов составила рейтинг зависимости стран от российских поставок нефти и газа (см. табл. 1 и 2).
В сводной таблице выделены три основные группы. Первая – группа А – «нефтегазовые сателлиты России». Страны из этой категории практически намертво привязаны к российским энергоносителям – в их потреблении нефти и газа доля России составляет от 50 до 100%. К ним относятся Украина, Молдавия, Финляндия, все прибалтийские страны, большинство стран Восточной Европы. Часть из них – Финляндия, Болгария, Чехия – очень лояльно или конструктивно относятся к России.
Так, Борис Грызлов заявлял ранее, что «межгосударственные отношения России и Финляндии находятся на очень высоком уровне» и даже отводил Финляндии роль «строителя мостов» между Россией и ЕС. По многим европейским вопросам, касающимся России, она занимает нейтральную позицию, а, например, по поводу смягчения визового режима финны высказываются положительно. Год назад, когда Финляндия раздумывала о вступлении в НАТО, спецпредставитель президента в ЕС Сергей Ястрежмбский высказался критически по поводу этого намерения. В Финляндии вмешательство России вызвало бурю дискуссий. Но, так или иначе, финны не вступили в НАТО.
За преданность Россия обеспечивает Финляндию на 70% нефтью и на 99% газом. Справедливости ради стоит отметить, что и «Финляндия пытается использовать хорошие связи с Россией для повышения своей капитализации в ЕС», – считает научный сотрудник отдела европейской интеграции Института Европы Александр Тефдой-Бурмули.
Для сравнения, если взять ее соседа – Швецию, в энергобалансе которой вклад России составляет лишь 20% нефти, – то здесь ситуация кардинально иная. «Швеция не смотрит на Россию с интересом, а порой даже выступает в защиту политики прибалтийских стран, рискуя испортить отношения с северным соседом», – сказал «НГ» немецкий политолог Александр Рар.
Впрочем, не все нефтегазовые сателлиты ведут себя дружественно по отношению к России. Польша, прибалтийские страны, Украина, наоборот, поднимают истерическую антироссийскую волну. И это объяснимо. «Основную роль здесь играет исторический фактор, – рассказывает в интервью «НГ» президент Института энергетической политики Владимир Милов. – Многие страны Восточной Европы считают, что были незаконно оккупированы советским режимом и в них продолжают жить антисоветские фобии». Кроме того, эти страны настолько зависимы от России, что это не может не раздражать. «Крупнейшими покупателями российского газа являются Венгрия, Словакия, Чехия и Польша. На сегодняшний день альтернативы российскому газу в этом регионе практически нет», – говорит главный специалист Института проблем естественных монополий Олег Трудов. «Отношения России с Польшей и Латвией находятся в точке замерзания. Но одновременно это дало понять их крайнюю уязвимость», – делится мнением Александр Тефдой-Бурмули.
Вторую – группу В – составили страны, плотно сидящие на нефтяной игле: доля нефти и газа составляет от 60% до 10%. В эту категорию вошли крупнейшие страны Старой Европы (Германия, Франция, Италия, Австрия), а также Турция, Греция, Казахстан, Белоруссия. Здесь на общем фоне резко выделяется Белоруссия. Являясь нашим младшим братом, она получает невиданные преференции по поставкам газа. В 2006 году она будет получать голубое топливо по цене 47 долл. за тысячу кубов, в то время как Украину заставляют платить 160 долл., а европейские страны платят от 200 долл. и выше.
Но главную роль в этой группе играют крупные страны Европы – Германия, Франция, Италия. Они ведут по отношению к России прагматичную политику – их самих интересует развитие энергетического сотрудничества. Однако при этом они являются довольно крупными странами, которые при необходимости в состоянии проводить и независимую политику. «Особенность этих стран в том, что они сами идут навстречу этой энергетической зависимости, – говорит Александр Рар. – Очень привлекательно выглядит возможная прибыль от сотрудничества. Например, благодаря германо-российскому энергетическому альянсу немецкие фирмы первыми получат возможность участвовать в производстве и добыче газа». Увлекаясь сотрудничеством с Россией, Германия тянет за собой в сторону России остальную Европу, за что, по словам политолога, подвергается резкой критике от других членов ЕС. Например, Германия поддерживает смягчение визового режима, а Испания, Португалия, которые вообще не зависят от поставок российских энергоносителей, – нет.
«Примечателен здесь случай с Италией, – говорит Александр Тефдой-Бурмули из Института Европы. – В 2003 году «Газпром» разрешил итальянской компании Eni реэкспорт газа, хотя никому таких возможностей старается не давать. Причина – хорошие отношения глав государств и крупного бизнеса. А еще, таким образом, мы заплатили за «доброе слово» Италии (по отношению к себе) в Европе». С Францией у России тоже выстраиваются позитивные связи, но при этом на нее особо опираться не стоит – она традиционно позиционировала себя как отдельный центр силы.
Что касается Турции, то «она располагает альтернативными источниками поставок газа из Ирана и Азербайджана, более того, стремится выступать в роли реэкспортера российского газа в Европу и активно продвигает альтернативные проекты газотранспортных маршрутов в Западную Европу без участия России», говорит Олег Трудов.
Третью – группу С – составили энергетически независимые от России страны. Прежде всего Норвегия, Голландия, Дания, Испания, Великобритания, Япония, Индия, Китай, США.
Недавно глава компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt, что «ЛУКОЙЛ» намерен прекратить поставки «лишней» нефти в Европу. «Российская нефть марки Urals должна быть гораздо дороже, чем сейчас. Новые нефтепроводы в Китай уведут российскую, казахскую и азербайджанскую нефть из Европы», – сказал он немецкому изданию.
Здесь, по мнению аналитика Института энергетики и финансов Марии Беловой, нефтяная компания старается поддержать правительство в его идее сравнять цены на нефть марки Urals и Brent. Но есть и другая версия – это заявление было сделано для того, чтобы перенаправить часть российской нефти в Китай в благодарность за то, что он помог российским властям деньгами на покупку «Юганскнефтегаза». «Очевидно, что деньги пришли из Китая, – говорит эксперт, пожелавший остаться неназванным. – Причем эта договоренность, по всей видимости, была достигнута еще полтора года назад, когда Россия подписала с Китаем договор о долгосрочном сотрудничестве в сфере поставок нефти».
Между тем «ЛУКОЙЛ» уже прекращал поставки нефти в другие страны. Так, в 2000 году компания ограничила подачу нефти на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta в Литве. Но тогда причина была в желании установить контроль над заводом и курировать торговлю нефти на Балтике. А мешала интересам «ЛУКОЙЛА» американская нефтяная компания Williams.
В зависимости от степени энергозависимости от России страны делятся на три группы
Нефтегазовые сателлиты России: Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Азербайджан, Сербия и Черногория, Молдавия.
Cтраны, плотно сидящие на российской нефтегазовой игле: Турция, Австрия, Германия, Белоруссия, Казахстан, Франция, Румыния, Италия, Греция.
Независимые и слабозависимые от России страны: Испания, Великобритания, Голландия, Дания, Египет, Индия, Китай, Южная Корея, Исландия, Монголия, Сингапур, Япония, Норвегия, США.
Газ |
Страна |
Поставки газа из РФ, млрд. куб м |
Доля в суммарном потреблении, % |
Доля в суммарном импорте, % |
Газовые сателлиты России |
Молдавия* |
2,7 |
245,5 |
100,0 |
Сербия и Черногория |
2,3 |
100,0 |
100,0 |
Эстония |
0,9 |
100,0 |
100,0 |
Болгария |
3,1 |
99,6 |
100,0 |
Финляндия |
4,3 |
99,2 |
100,0 |
Латвия |
1,5 |
93,8 |
93,8 |
Литва |
2,9 |
93,2 |
93,5 |
Греция |
2,2 |
90,0 |
80,0 |
Словакия |
5,8 |
85,6 |
79,5 |
Чешская |
6,8 |
76,5 |
69,4 |
Республика |
|
|
|
Венгрия |
9,3 |
71,5 |
84,9 |
Турция |
14,5 |
65,3 |
65,3 |
Австрия |
6,0 |
63,5 |
76,9 |
Беларусь |
10,2 |
55,3 |
51,5 |
Страны с высоким уровнем зависимости |
Украина |
34,3 |
48,5 |
50,4 |
Польша |
6,3 |
47,6 |
69,2 |
Германия |
37,3 |
43,4 |
40,6 |
Франция |
13,3 |
29,8 |
29,8 |
Италия |
21,6 |
29,5 |
35,2 |
Страны со средним уровнем зависимости |
Румыния |
4,1 |
21,8 |
69,5 |
Швейцария |
0,3 |
10,0 |
10,3 |
Страны с низким уровнем зависимости |
|
|
|
Голландия |
2,7 |
6,2 |
19,9 |
Казахстан |
0,8 |
5,3 |
н/д |
Бельгия |
0,2 |
1,2 |
1,0 |
Страны со статистически неопределенным уровнем |
Хорватия |
0,4 |
н/д |
36,4 |
Словения |
0,2 |
н/д |
18,2 |
Босния |
0,3 |
н/д |
н/д |
Македония |
0,1 |
н/д |
н/д |
Грузия* |
1,2 |
н/д |
н/д |
Армения* |
1,3 |
н/д |
н/д |
Азербайджан* |
4,9 |
н/д |
89,1 |
Примечание: использованы данные за 2004 год* – излишки газа Молдавия продает в Европу.
Нефть |
Страна |
Поставки нефти из России, тыс. т |
Доля в потреблении страны, % |
Доля в импорте, % |
Нефтяные сателлиты России |
Латвия |
1866 |
100 |
100 |
Литва |
8661 |
100 |
100 |
Словакия |
5551 |
98,8 |
99,2 |
Польша |
17181 |
98,3 |
99,4 |
Украина |
19091 |
90,6 |
100 |
Венгрия |
5273 |
79,7 |
100 |
Финляндия |
7692 |
69,9 |
70,4 |
Чехия |
4452 |
67,7 |
69,4 |
Казахстан |
3153 |
53,3 |
100 |
Страны с высоким уровнем зависимости |
Болгария |
2411 |
46,1 |
46,2 |
Хорватия |
2116 |
43,8 |
54,3 |
Швейцария |
1809 |
40 |
40 |
Румыния |
3997 |
29,8 |
62,8 |
Страны со средним уровнем зависимости |
Германия |
26 395 |
24,2 |
24,8 |
Австрия |
2149 |
24,1 |
29,3 |
Италия |
20 907 |
23,5 |
24,9 |
Голландия |
10 864 |
21,5 |
22,4 |
Швеция |
4030 |
19,5 |
19,5 |
Израиль |
1667 |
17,4 |
17,4 |
Сербия и |
423 |
16,1 |
22,6 |
Черногория |
|
|
|
Турция |
3627 |
13,6 |
15,1 |
Марокко |
838 |
13,2 |
13,2 |
Греция |
1387 |
7 |
7 |
Франция |
5531 |
6,4 |
6,5 |
Страны с низким уровнем зависимости |
Испания |
3145 |
5,5 |
5,5 |
Великобритания |
3330 |
4,3 |
23,8 |
Египет |
1064 |
3,9 |
20,4 |
Китай |
7365 |
3,2 |
10,6 |
Португалия |
380 |
3 |
3 |
Бельгия |
751 |
2,1 |
2,1 |
Южная Корея |
1515 |
1,4 |
1,4 |
США |
7886 |
1 |
1,5 |
Норвегия |
113 |
0,8 |
2,9 |
Япония |
1442 |
0,7 |
0,7 |
Индия |
135 |
0,1 |
0,2 |
Страны со статистически неопределенным уровнем |
Иран |
2431 |
н/д |
н/д |
Эстония |
21 |
н/д |
н/д |
Дания |
18 |
н/д |
н/д |
Исландия |
3 |
н/д |
н/д |
Мальта |
5 |
н/д |
н/д |
Монголия |
3 |
н/д |
н/д |
Сингапур |
81 |
н/д |
н/д |
Примечание: использованы данные за 2003 год. Возможна небольшая погрешность из-за того, что не были учтены поставки нефти в офшоры, где зарегистрированы некоторые нефтетрейдеры, осуществляющие экспортные поставки российской нефти. Источники: BP Statistical Review of World Energy, 2005, данные Росстата, ОАО “Газпром”, МЭА “Oil information 2004”, МЭА “Energy Statistics of Non-OECD countries 2002–2003”, Таможенная статистика РФ, 2003 г. Рейтинг подготовлен совместно с Институтом проблем естественных монополий и Институтом энергетики и финансов.
|