2005-12-16 11:11:34 Гордость российской экономики, самая динамично развивающаяся в нашей стране отрасль – рынок информационных технологий – медленно, но верно погружается в традиционную для России «бизнес-среду»: атмосферу корпоративных войн и публичных скандалов.
Рынок IT изначально складывался так, будто дело происходило вовсе не в России. В отрасли практически не было привычной для раннего российского бизнеса кормушки – государственного капитала. То есть «пилить» было нечего, воевать не за что. Деньги надо было зарабатывать.
Заработки были небольшими. Оборонка, традиционный потребитель высоких технологий, погружалась в кризис. Куда привлекательней выглядели по сравнению с нарождающимся IT-рынком рынки сырьевые.
Войны разворачивались в нефтянке, металлургии, лесной и газовой промышленности. Там формировались крупнейшие капиталы страны, вращались самые большие деньги. На этом фоне малопонятные молодому российскому бизнесу «информационные технологии» выглядели не слишком аппетитно, и это, надо отметить, спасло новый рынок от массового нашествия как криминальных структур, так и тех, чьей главной задачей было «срубить по-быстрому». Сектор IT создавали профессионалы.
Еще в конце 80-х – начале 90-х годов в стране появились представительства крупных западных компаний – IBM, Hewlett Packard, Microsoft, Novell. В это же время возникали первые IT-компании отечественного разлива – IBS, IT, ЛАНИТ, Парус. Российские фирмы развивались по трем основным направлениям: дистрибуция продукции зарубежных производителей, разработка софта и местная сборка техники из импортных комплектующих.
Поскольку отечественные компании изначально действовали в тесном сотрудничестве с западными, они автоматически принимали западные стандарты ведения бизнеса. По сути, на российском рынке сектор IT оказался чуть ли не единственным, где действовали принципы цивилизованных корпоративных отношений.
Одним из первых крупных заказов в отрасли стало создание «Сирены» – системы бронирования авиабилетов. Затем автоматизировались различные процессы в банковской и страховой сфере, в сфере государственного управления, в медицине, образовании, промышленности…
С одной стороны, рынок рос, росла его финансовая составляющая, становилась очевидной экономическая эффективность такого вида бизнеса. С другой стороны, росли объемы государственного заказа. Запахло бюджетными деньгами, обладающими, как известно, уникальным свойством: всякому хочется считать эти деньги своими.
Рынок IT начал стремительно меняться. Лицом к нему повернулись крупные ФПГ, еще недавно предпочитавшие качать деньги из российских недр. И хотя с каждым годом объемы производства и сбыта расширялись, количество участников рынка росло не менее стремительно. Появление на фондовом рынке РБК и IBS, аналогичные намерения ряда других компаний, во многом способствовали привлечению к отрасли внимания зарубежных инвесторов. Конкуренция становилась все более жесткой.
Скандалы начались тогда, когда разовые госзаказы сменились глобальными федеральными проектами, долгосрочными и дорогими. Напряжение в отрасли достигло предела, за которым уже не оставалось места цивилизованным отношениям: пришло время корпоративных войн.
«Еще три-четыре года назад представить было невозможно, что в IT-отрасли будут действовать грязные методы борьбы с конкурентами, – говорит один из участников рынка. – Этот сектор долгое время был воплощением цивилизованного начала российской экономики. И сегодня его просто втягивают в те отношения, от которых стремятся уйти представители других видов бизнеса. Получается, что чем более динамичной и развитой становится IT-отрасль, тем дальше она уходит от этических норм, принятых в цивилизованном мире».
Грязные технологии, с успехом обкатанные в нефтяной и металлургической промышленности, начинают находить применение и здесь. Поскольку традиции коррупции в отрасли пока не прижились и каждый заказ приходится добывать в бою, единственный способ дискредитировать конкурента или отомстить победителю – это информационная война.
Весной 2004-го «наехали» на Cognitive Technologies, получившую право на автоматизацию документооборота «Ингосстраха», связанного с внедрением ОСАГО. При этом оправдывать CT вынуждены были сами страховщики, подробно расписавшие, как и почему на внутреннем тендере компании был выбран проект «Cognitive Forms Автострахование».
Крупнейшего в России бизнесмена в области IT Анатолия Карачинского одно время вообще в чем только не обвиняли. И в чрезмерных амбициях, и в том, что неправедно заработал «большие деньги» на тех самых госзаказах. Причина оказалась банальной – конкурентная борьба…
Последняя история такого рода связана с компанией ISG в лице ее гендиректора Алексея Кудрявцева. В интернете стала распространяться информация о якобы особых отношениях компании с госструктурами. Самое удивительное, что компания вообще ничего не совершила, даже тендеров никаких не выиграла. Достаточно оказалось публичного заявления Кудрявцева о намерении в следующем году достичь оборота 150–200 млн. долл. Заявление было принято как вызов, и на вызов ответили соответственно. Авансом, так сказать.
Очевидно, конкуренция в отрасли подошла к своему апогею. Для того чтобы получить порцию компромата, уже не требуется даже достигать сколь-нибудь значительных высот. Хватит и того, чтобы лишь заявить об этом. Слишком большие деньги на кону, чтобы разбирать, кто прав, кто виноват.
|