2005-12-20 14:55:43 «Проект века» – так в Казахстане называют нефтепровод Атасу–Алашанькоу. Темпы строительства, количество вложенных средств, планируемые объемы прокачки нефти – все это стало поводом для гордости руководства Казахстана. Особенно гордится президент страны Нурсултан Назарбаев – казахстанско-китайский нефтепровод был его идеей: «Когда я впервые говорил об этом в 1997 году, все считали, что это утопия… А сегодня мы запускаем 1000-километровую трубу стоимостью более 800 миллионов долларов. Оживляется весь край, растет экономика региона».
Протяженность Атасу–Алашанькоу составляет 988 км. Его строительство началось в сентябре 2004 года. Проект реализован совместными усилиями казахстанской нацкомпании «КазМунайГаз» и китайской CNPC, для чего была создана совместная компания «Казахстанско-китайский трубопровод».
Проектная пропускная способность нефтепровода составит 20 млн. тонн в год, в том числе первого этапа – 10 млн. тонн в год. Транспортировка нефти в Китай начнется уже в середине 2006 года.
Этот трубопровод имеет особое значение для Казахстана. С чисто экономической точки зрения проект считается особенно выгодным для Казахстана, поскольку Китай занимает второе место в мире после США по потреблению углеводородов. По прогнозам экспертов, доля импорта в потребляемой Китаем нефти возрастет до 50% в 2006 году, а к 2030 году может составить 80%. По данным Всемирного банка, импорт только нефти в 2010 году в Китай составит 200 млн. тонн.
К казахстанской нефти Китай проявлял интерес давно. Китайская CNPC присутствует в Казахстане уже 8 лет – сначала на казахстанском «Актобемунайгаз», а в конце октября компания приобрела 100% акций «PetroKazakhstan», основными активами которой являются Чимкентский НПЗ (Южно-Казахстанская область) и Кумкольская группа месторождений (Кызыл-Ординская область, юг Казахстана). Что касается Атасу–Алашанькоу, то это вторая часть межгосударственного нефтетранспортного проекта Казахстан–Китай. Первой его частью является введенный весной 2003 года трубопровод Кенкияк–Атырау с пропускной способностью первой очереди в 6 млн. тонн нефти в год. Третьей частью должен стать нефтепровод Кенкияк–Кумколь, который, как предполагается, обеспечит выход нефти с запада Казахстана к границе с Китаем.
Кроме того, Атасу–Алашанькоу – первый казахстанский нефтепровод, который не проходит через территорию России, что объективно снижает зависимость Астаны от политики другого великого соседа. Тем не менее Казахстан и Китай не намерены оставить Россию в стороне: обе страны рассчитывают на транзит сибирской нефти. Ответственность за заполнение трубопровода лежит на китайской стороне, и, по данным казахстанских энергетиков, Китай уже ведет соответствующие переговоры.
На первом этапе реализации проекта транснационального нефтепровода Казахстан–Китай в Казахстане высказывались определенные опасения и по поводу возможного ухудшения взаимоотношений с Россией, и в связи с количеством ресурсов. Но признаков недовольства Москвы – во всяком случае, пока – нет. В Астане надеются, что российское руководство понимает и принимает казахстанскую политику балансирования между интересами трех ведущих игроков в регионе: России, Китая и США.
Что касается ресурсов, то помимо китайских проектов Казахстан участвует в Каспийском трубопроводном консорциуме и в нефтепроводе Баку–Тбилиси–Джейхан, поэтому некоторые эксперты опасались, что стране может попросту не хватить углеводородов для выполнения всех взятых на себя обязательств. Однако сейчас, после подтверждения запасов в казахстанской части шельфа Каспия, эти опасения утихли. И большинство экспертов убеждены, что строительство нефтепровода в Китай – это пример успешного двустороннего сотрудничества соседних государств, а реализация данного проекта позволит соединить трубопроводные системы трех стран: Казахстана, России и Китая, что станет прочной основой для взаимовыгодного партнерства.
Астана
|