2005-12-29 11:04:49 Вчера на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству президент Владимир Путин потребовал выработать новые меры поддержки проектов оборонных предприятий, создающих перспективное оружие на экспорт. В числе этих мер – субсидирование ставок по банковским кредитам для ВПК. Сегодня же на заседании правительства будет утверждаться оборонный заказ на 2006 год. Главная проблема, которая беспокоит правительство,– стремительный рост цен на оружие, поставляемое российской армии. Если его не удастся остановить, вооружение будет обходиться России дороже, чем странам Юго-Восточной Азии.
На заседании комиссии Владимир Путин не стал акцентировать внимание на сокращении экспорта российского ВПК в 2005 году, сократившегося к цифрам 2004 года (когда, по данным Moscow Defense Brief, он составил $5,7 млрд) на $400 млн. "В 2005 году мы фиксируем планку (экспорта.–Ъ) в $5,3 млрд,– сообщил президент.– Это чуть меньше, чем в прошлом году, но в принципе на уровне". Поставленная задача на 2006 год – сохранить показатели вооружений на уровне, который удерживается уже третий год – выше $5 млрд в год. При этом президент предложил выработать системные меры для господдержки отечественных экспортеров военной техники. "Далеко не все производители способны самостоятельно решить задачи повышения качества продукции и жесткого соблюдения сроков исполнения контрактов,– сказал он.– Следует определить эффективные инструменты финансовой поддержки". Правительству предложено подумать о создании поддерживающей предприятия ВПК системы кредитования предприятий в рамках имеющихся контрактов. "Наш оборонный комплекс активно ставит вопрос о поддержке госсредствами части процентных ставок по экспортным кредитам банков",– намекнул президент.
Проблемы, о которых говорит президент, он сам же и проиллюстрировал, обвинил зарубежных конкурентов РФ на мировом рынке вооружений в нечестных методах борьбы.
"То, что происходит с нашими возможными контрактами на поставку авиатехники в некоторые страны Юго-Восточной Азии, переходит границы нормальной, естественной рыночной конкуренции",– сообщил он. Как выяснилось, президент имел в виду переговоры о поставке 12 истребителей Су-30МК Таиланду (сумма контракта – $500 млн).
В ходе них оппозиция Таиланда обвинила премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата и командующего ВВС Конгсака Вантана в намерении получить от России 10-процентную комиссию – как предполагают эксперты, с подачи США в том же тендере предлагающих стране закупать у Lockheed Martin истребители F-16. Очевидно, президент имел в виду в том числе и то, что в условиях нечестной конкуренции российскому ВПК необходимо иметь дополнительные конкурентные преимущества – например, субсидированные ставки кредитов.
Впрочем, ситуация в российском ВПК, как выясняется, не так плоха. Сегодня правительство России должно утвердить проект гособоронзаказа на 2006 год. Главные его черты – резкий, на 42%, рост расходов на закупку новой военной техники и включенные в структуру организации закупок меры борьбы с завышением цен на оружие для вооруженных сил РФ. По словам директора департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислава Путилина, новшеством гособоронзаказа на 2006 год стала "проверка на приоритеты". "Уже при первой проверке обнаружилось, что Минобороны отказалось от своих предложений по закупке 11 самолетов Су-27СМ, которые уже были по заказу сделаны на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе и готовы к поставке",– заявил господин Путилин. При этом в ходе подготовки проекта гособоронзаказа на 2006 год рабочая группа во главе с министром Германом Грефом обнаружила только в прогнозируемых ценах завышение в размере около 1 млрд руб., которые и было решено перебросить на финансирование закупки Су-27СМ.
По словам источника Ъ в правительстве РФ, "2005 год стал годом бешеного роста цен на оборонную продукцию". "Цены растут безосновательно,– заявил источник.– Если сравнить цену первой лодки 955-го проекта и третьей, они расходятся в разы. За три года цена на ракету 'Тополь-М' выросла почти в два раза". В итоге премьер Михаил Фрадков поставил госзаказчикам из Минобороны задачу перевести в 2006 году всю методику ценообразования на продукцию ВПК на рыночные принципы. По данным собеседника Ъ в правительстве, рост цен объясняется необходимостью для ВПК "содержать мощности, которые, к сожалению, используются не более чем на 30-40% и не будут использоваться в дальнейшем", а также взвинчивание цен поставщиками. "Низкая цена сейчас никому не выгодна,– заявил Ъ источник в правительстве.– За штуки закупаемой техники отвечает Генштаб, которому надо перевооружаться. Но Генштаб подключается на этапе планирования. А когда начинается исполнение заказа, работают вооруженцы. Они отвечают не за штуки, а за освоение денег". В рамках гособоронзаказа-2006 росту цен поставлен заслон: колебания цены в ходе исполнения контрактов на изготовление оружия не могут превышать 5% цены, с которой исполнитель выиграл соответствующий конкурс. Это позволит потратить 283 млрд руб., выделяемых на перевооружение армии, более эффективно.
Как будут совмещаться оба принципа – борьба с завышением рентабельности ВПК внутри России и субсидирование рентабельности экспорта ВПК, пока неясно. По мнению независимых экспертов, совместить принципы можно, поскольку президент предлагает поддержать дотированием кредитных ставок проекты, связанные с созданием военной техники нового поколения. Впрочем, в околовоенных кругах другое мнение. Так, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заявил Ъ: "Государственные гарантии должны распространяться на весь машинно-технический экспорт и военно-техническое сотрудничество. Однако в первую очередь госкредитование необходимо проектам разработки новой высокотехнологичной техники, требующих большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ". По его мнению, это может быть ряд проектов с Индией: проекты создания в НПО "Сатурн" нового двигателя АЛ-55И для самолета HJT-36, участие в тендере на создание двигателя Kaveri для легкого истребителя LCA, а также совместное с Дели создание перспективного истребителя пятого поколения.
Отметим, что резкий рост внутренней рентабельности в ВПК уже очевиден и ведет к перетоку средств ВПК в другие секторы, фактическая покупка АвтоВАЗа "Рособоронэкспортом" – яркое тому свидетельство. Теоретически, облегчая жизнь экспортерам и сохраняя им доходы, государство облегчает им удержание цен в рамках внутренних поставок. Впрочем, пока ситуация выглядит анекдотической: в то время как президент предлагает облегчить жизнь ВПК и облегчить им ценовую конкуренцию с США и ЕС, цены на закупки вооружений ВС России грозят превысить экспортные. Ситуация будет лишь усугубляться. При росте расходной части федерального бюджета по сравнению с предыдущим годом на 40% расходы на оборону выросли на 26%. В этих условиях ВПК будет делать все, чтобы освоить средства бюджета по максимуму.
КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН
|