"Мы не закрываем российский рынок, мы его, наоборот, открываем" |
| 2005-12-29 12:15:26 Экономические итоги года в интервью обозревателю "Времени новостей" Вере СИТНИНОЙ подвел министр экономического развития и торговли России Герман ГРЕФ.
-- Сейчас конец декабря. Наверно, уже можно подвести экономические итоги года.
-- Я бы сказал, что этот год оказался значительно более позитивным, чем прошлый. Несмотря на то что темпы роста немного ниже прошлогодних. По последним данным Госкомстата, по итогам года рост ВВП составит 6,4%. Очень важно, что в этом году были заложены реальные механизмы, направленные на диверсификацию экономики. Они пока еще не заработали, их реализация начнется в следующем году. Это и особые экономические зоны, и концессии, и финансирование проектов из инвестиционного фонда.
-- Как вы оцениваете инвестиционный климат в стране?
-- Он однозначно улучшается, это видно по цифрам. Абсолютная величина не поражает воображение, но надо смотреть именно на динамику. Не бывает так, чтобы пришел инвестор и сразу же вложил миллиарды долларов. Нужно подготовить инвестиционные проекты, начать производство и постепенно его наращивать. Перспективы в этой области у России очень хорошие, это подтверждают международные оценки. Я недавно видел исследование консалтинговой компании A.T. Kearney, основанное на опросах руководителей крупнейших компаний. Россия заняла шестое место по уровню инвестиционной привлекательности, уступив только Китаю, США, Великобритании, Индии и Польше. Это уже огромный результат, но очень важно не останавливаться на достигнутом. Как показал опрос иностранных инвесторов, зарубежные компании, не работающие в России, оценивают наш инвестиционный климат намного хуже, чем он есть на самом деле.
Кстати, присоединение России к Всемирной торговой организации, если оно произойдет, будет серьезным стимулом для роста инвестиций.
-- А что все-таки будет с присоединением России к ВТО?
-- Это очень важная тема. Наша страна все еще «выключена» из процесса регулирования международных правил торговли. Мы уже находимся в этой системе правил, а к процессу их формирования не допущены. Это ведет к снижению конкурентоспособности российской экономики, а значит, мы недополучаем проценты экономического роста. На сегодняшний день мы вышли на завершающий этап процесса присоединения. Об этом свидетельствуют, в частности, последние переговоры в Гонконге. За два дня мы встретились с более чем десятью странами, подписали три протокола -- с Парагваем, Филиппинами, Никарагуа. Завершены переговоры с Индией и Канадой. С Индией мы подпишем протокол о завершении переговоров по ВТО в середине января следующего года.
Таким образом, у нас осталось четыре страны, с которыми нам нужно завершить переговоры -- это США, Швейцария, но с этой страной у нас еще будут переговоры, и я надеюсь, что мы сможем подписать протокол в конце января на экономическом форуме в Давосе, а также Австралия и Колумбия. Считаю, что у нас есть все основания в ближайшее время завершить переговоры со всеми этими странами. Я не вижу с их стороны сильных экономически обоснованных аргументов. Так что прогноз на то, что мы сможем присоединиться в ВТО в середине 2006 года, является вполне реалистичным.
-- Российские власти ведут себя не слишком последовательно. С одной стороны, пытаются стимулировать приход иностранцев, с другой -- президент заявляет, что надо запретить работу иностранных банков в России...
-- Президент сказал, что надо запретить работу филиалов иностранных банков. Это последовательная позиция России. Если говорить о филиалах первоклассных банков, то они несут корпоративную культуру и более дешевые деньги. Но их приход нарушит принцип равных условий конкуренции с российскими банками, потому что у западных банков есть возможности привлекать более дешевые ресурсы.
Но речь идет не только о первоклассных банках, они пусть приходят и работают, пусть кредитуют нашу экономику. Есть банки, чье физическое присутствие для нас нежелательно. Это банки третьих стран, которые не всегда занимаются благовидными делами -- это и финансирование терроризма, и отмывание денег. Мы имеем большую историю открытия банков из офшорных зон, которые зачастую являются просто отмывочными конторами.
-- В большей степени это выглядит как государственный курс -- все отечественное априори лучше иностранного. Например, "Сименсу" не дали купить «Силовые машины», и тут же продали их РАО "ЕЭС"...
-- Почему, могут и "Сименсу" продать, если у него есть такое желание. Такого курса, конечно, нет. Мы не закрываем российский рынок, мы его, наоборот, открываем. Но иностранные компании должны конкурировать с российскими на равных. Хочет прийти иностранный банк или страховая компания на российский рынок, пусть открывает дочернюю структуру. Это более высокие стандарты работы, но предполагающие равные условия работы для всех участников рынка.
-- А каковы негативные итоги года?
-- Слишком высокая цена на нефть.
-- Разве деньги -- это плохо?
-- Много денег -- это плохо. Они негативно влияют на макроэкономику. А главное, большое количество легких денег дестимулирует реформы.
-- Мне кажется, реформам больше вредит, то, что у нас все время то выборы, то период перед выборами, то сразу после...
-- Привыкайте к демократии.
-- С чем связана недавняя реструктуризация правительства? Президент недоволен тем, как работает кабинет министров?
-- Я не могу давать оценку за президента, доволен он правительством или нет. Но, думаю, изменения направлены на усиление деятельности правительства как минимум в двух областях -- военно-промышленный комплекс и реализация национальных проектов. Очевидно, что эта конфигурация значительно усиливает именно эти направления.
Как будет работать новая структура, посмотрим. Но думаю, уж точно не хуже.
-- Какие, на ваш взгляд, основные задачи в экономике на следующий год?
-- Первая половина года -- это принятие пакета ресурсных законов. Водный и Лесной кодексы у нас будут приняты в феврале-марте. Принятие закона о недрах, может быть, чуть затянется, но это тоже задача первого полугодия.
Подготовлен серьезный комплекс мер, направленный на стимулирование добычи и переработки нефти. Надеюсь, что в следующем году нам удастся его реализовать.
Кроме того, это будет первый год реализации трехлетнего финансового плана. Начнется перевод всех бюджетных программ на более качественное планирование с 2007 года. Нам предстоит огромная работа по этим направлениям.
Кроме того, начнется реализация конкретных проектов по законам, принятым в этом году. Я имею в виду нацпроекты, особые экономические зоны. Огромная работа предстоит по запуску инвестфонда. Необходимо подготовить все необходимые документы, провести конкурс, отобрать достойные проекты. У нас появились финансовые возможности, чтобы заниматься модернизацией инфраструктуры, созданием условий для развития бизнеса. И, безусловно, есть опасения и у бизнеса, и у общественности, что при высоком уровне коррупции, которая есть сегодня, в том числе и при распределении дополнительных бюджетных средств, проекты могут производиться не вполне транспарентно. Именно поэтому грядущие большие госрасходы мы сопровождаем законом о госзакупках. Мы не можем не вкладывать деньги в инфраструктуру, поскольку это необходимо. Но при этом не должны подменять собой частный бизнес. Инвестиции государственные должны вызвать рост частных, а не наоборот, приводить к их сокращению.
Должен быть принят закон о конкуренции. Анализ всех секторов экономики показывает -- самая низкая производительность и самая высокая инфляция там, где нет конкуренции.
Также на следующий год запланировано начало реформы оплаты труда бюджетников. Будет постепенно изменяться и отменяться единая тарифная сетка. И люди, работающие на государство, смогут получать нормальные деньги.
-- Какие нерешенные вопросы вас беспокоят?
-- Острой является проблема стабилизации цен на внутреннем рынке топлива. Специально созданная рабочая группа установила основные причины роста цен на нефтепродукты. Сейчас уже разработаны и находятся на согласовании проекты, которые предусматривают введение «налоговых каникул» по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке новых месторождений, а также дифференциацию ставки НДПИ по критерию «выработанности месторождения».
Кроме того, большое беспокойство вызывает уровень защиты прав интеллектуальной собственности. И дело не только в том, что нерешенность этой проблемы является препятствием на пути вступления России в ВТО. Она наносит гигантский вред развитию конкуренции и производству легальной продукции у нас в стране. Данная работа направлена также на решение острой торгово-политической проблемы в отношениях с США, связанной с угрозой лишения России статуса страны -- пользователя Генеральной системы преференций по мотивам неэффективной охраны прав интеллектуальной собственности.
-- Создается впечатление, что следующий год будет для вас очень трудным.
-- Я согласен. Но, думаю, что будет не только трудно, но и интересно. Хочу пожелать своим коллегам, чтобы все, что мы задумали, осуществилось. Обязательно с позитивным результатом.
|