2005-12-30 11:21:51 В 2005 году Кремль провозгласил и начал активно проводить в жизнь новый курс в отношении стран СНГ. Его замысел состоит в том, чтобы конвертировать экономическое влияние России на постсоветском пространстве в политическое. Однако в итоге Москва рискует растерять и то, и другое.
Стратегия
23 августа высокопоставленный источник в Кремле, пожелавший остаться неназванным, заявил корреспонденту "РИА Новости", что Москва намерена кардинально изменить свою политику в СНГ. Россию, сказал он накануне саммита Содружества в Казани, "не устраивает положение, при котором она фактически субсидирует экономику ряда стран, поставляя им энергоресурсы по убыточным для себя ценам", при том что некоторые "новые правители получают, напрямую или скрыто, зарплату от американцев". В тот же день этот тезис развил глава МИД РФ Сергей Лавров, заявивший, что странам СНГ пора строить свои отношения "на основе мировой практики".
Поначалу этим высказываниям мало кто придал значение: мало ли какие заявления у нас делаются. Слова – это одно, а реальная политика – совсем другое. И лишь по прошествии времени стало понятно, что брошенная как бы мимоходом фраза кремлевского чиновника и речь дипломата были, по сути, провозглашением нового курса Кремля в отношении бывших советских республик. Странам СНГ ясно давали понять, что те из них, кто останется в орбите российского влияния, сохранит все экономические привилегии, включая возможность покупать энергоресурсы по низким ценам. Тем же, кто намерен ориентироваться на Запад, было предложено готовиться к худшему – прощанию с дешевым российским газом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новая линия Кремля в отношении СНГ родилась не за один день, а стала результатом анализа итогов "цветных революций" на постсоветском пространстве. Первый вывод, который сделали кремлевские аналитики, состоял в том, что страны СНГ разошлись так далеко, что само Содружество существует лишь на бумаге, а на его территории все более оформляются два лагеря – пророссийский и прозападный. Одним из первых сигналов, свидетельствующих о пересмотре политики на постсоветском пространстве, стало заявление, сделанное Владимиром Путиным в марте в Ереване: президент РФ впервые назвал СНГ "формой цивилизованного развода" бывших союзных республик.
Однако куда более далеко идущим был второй вывод. Кремлевские аналитики сочли, что Запад, эффектно осуществивший смену руководств в Грузии, на Украине и в Киргизии, а также перетянувший на свою сторону молдавского президента Владимира Воронина, на этом не остановится, а будет развивать успех, вырывая из сферы влияния России одну страну за другой. Очередными жертвами "цветного нашествия", по мнению аналитиков, могли стать Казахстан, Белоруссия и Узбекистан, а его конечной целью является сама Россия, где на волне нестабильности, спровоцированной возможным ухудшением экономической ситуации или, к примеру, обострением конфликта на Северном Кавказе, может произойти смена власти – по украинско-грузинскому сценарию.
Чтобы противостоять этим планам, и был задуман коренной поворот в политике Москвы по отношению к странам СНГ. Его замысел заключается в том, чтобы конвертировать экономическое влияние России на постсоветском пространстве в политическое.
По информации Ъ из околокремлевских источников, первые очертания новая концепция приобрела еще в июле, когда в Совете безопасности РФ прошли сразу несколько совещаний и заседаний по тематике СНГ. Так что высокопоставленный кремлевский чиновник в конце августа лишь озвучил уже принятое решение. Но и в последующие месяцы, как утверждают источники Ъ, в Кремле не раз возвращались к данной проблематике, внося коррективы в новую стратегию, которая к тому времени уже стала претворяться в жизнь.
Направление главного удара
Главным направлением наступления стало украинское. Российский "Газпром" вначале повысил для "оранжевой Украины" цену за газ с $50 до $160 за 1 тыс. кубометров, а пока Киев возмущался и переваривал "коммерческое предложение", планка "Газпрома" поднялась до отметки $230. Все попытки Киева задобрить соседа предложениями передать контроль над половиной внутреннего украинского газового рынка взамен на согласие повышать цены постепенно закончились безрезультатно. Москва осталась верна новой стратегии. Ее не смущает, что многие украинские политики в один голос твердят: требование "Газпрома" политическое – Москва, мол, таким образом готовится к предстоящим в марте парламентским выборам на Украине, где жаждет взять реванш за провал своего протеже Виктора Януковича на прошлогодних выборах президента.
Второй мишенью российской газовой внешней политики стала Грузия, которой отныне придется платить $110 за 1 тыс. кубометров вместо прежних $63. На возмущенный возглас грузинского министра экономики Кахи Бендукидзе: "Повышение цен на газ – это политика!",– в Москве упрямо повторяют, что никакой политики здесь нет.
Страдать от повышения цен на газ приговорена Москвой и Молдавия – в Кремле не забыли пощечины, которой стал демонстративный отказ Кишинева подписать российский план по Приднестровью. Все попытки молдавских властей уговорить Москву повышать цены не резко, а поэтапно наталкиваются на непробиваемую стену.
Объявив газовую войну сразу трем своим партнерам по СНГ, Москва, напротив, предоставила льготный газовый режим своим верным союзникам. Для белорусского президента Александра Лукашенко, который в преддверии президентских выборов весной будущего года резко воспылал любовью к России, цена на газ останется прежней – меньше $47 за 1 тыс. кубометров.
Кадры решают не все
Тотальное газовое наступление России по всем фронтам означает, что меняется не только российская внешняя политика, но и кадры, ответственные за ее исполнение. До сих пор исполнителем воли Кремля в СНГ был МИД. Теперь же места мидовских чиновников, похоже, занимают менеджеры "Газпрома", которые, по мнению Кремля, держат в руках единственный надежный инструмент воздействия России на соседей – газ.
Однако только на собственные кадры и возможности в Москве решили не полагаться, вспомнив одну из главных заповедей разведчика: ценный агент дорогого стоит. И приступили к "вербовке" влиятельных западных политиков для своих энергетических гигантов, которые должны помочь этим гигантам в реализации новой внешнеполитической стратегии России.
До сих пор главным российским лоббистом среди западных политиков считался премьер Италии Сильвио Берлускони. Российский президент не раз получал от своего друга мощную политическую поддержку (в том числе и по проблемам СНГ), а от громких пророссийских заявлений господина Берлускони, в свою очередь, немалую выгоду, как правило, извлекал итальянский бизнес, дружественный премьеру.
Взявшись за реализацию новой стратегии, Москва решила усилить группу лоббистов на Западе за счет двух влиятельных политиков: экс-канцлера Германии Герхарда Шредера и бывшего министра торговли и близкого друга президента США Дональда Эванса. Обоим из Москвы были сделаны предложения, от которых деловые люди обычно не отказываются. Первому предложили пост главы комитета акционеров North European Gas Pipeline Company, компании–оператора Северо-Европейского газопровода. А второму – кресло председателя совета директоров НК "Роснефть". Подписанием этих двух контрактов Москва практически гарантировала, по крайней мере, благосклонное отношение на Западе к своей новой стратегии.
Однако здесь произошла осечка. 20 декабря Дональд Эванс всенародно объявил, что вынужден отказаться "от предложения господина Путина". Решение бывшего министра торговли США – серьезный удар по новой стратегии Москвы. И дело не только и не столько в том, что сразу же после заявления господина Эванса усилился нажим и на господина Шредера, от которого все настойчивее требуют отказаться от российского предложения.
Просто изъяны новой российской стратегии становятся все более заметны даже в начальной фазе ее реализации. Ее самое слабое звено состоит в том, что экономические рычаги – оружие мощное, но не всесильное. Угроза перекрыть газовый вентиль была гораздо более эффективным средством воздействия на неуступчивых соседей, чем реализация этой угрозы. Ясно, что повышение цен на газ вызовет кризис в соседних странах. Но ясно также, что с помощью США и ЕС они его преодолеют, а Россия не только лишится основного рычага влияния на "оранжевых" соседей, но и понесет экономические потери от переориентации их экономик на Запад. А те страны СНГ, которые пока не определились в выборе между Россией и Западом, увидят, что можно прожить и без России.
|