Китайцы охотятся за "черным золотом" |
| 2006-01-12 12:41:36 Глава МИД КНР Ли Чжаосин отправился в недельное турне по Западной Африке. Он посетит Кабо-Верде, Сенегал, Мали, Либерию, Нигерию и Ливию. Ныне на долю Африки приходится около трети нефтяного импорта КНР, поступающего из Анголы, Судана и Конго. Но не случайно министр посещает Нигерию и Ливию -- Китай хочет заполучить новые источники сырья. Общий объем нефтяного импорта КНР в 2005 году составил 130 млн тонн.
Визит Ли Чжаосина в Нигерию приобретает особое значение. На днях китайская корпорация CNOOC сообщила о покупке за 2,3 млрд долл. 45-процентной доли в нигерийском нефтяном месторождении «Акпо». Министр Ли собирается встретиться с президентом Олусегуном Обасанджо и подписать меморандум о стратегическом партнерстве с Нигерией. Вскоре эта страна может стать вторым по значимости сырьевым поставщиком КНР на Черном континенте после Судана.
В 60--70-е годы Пекин активно поддерживал африканские освободительные движения. Самым известным подарком Мао Цзэдуна стала железная дорога Замбия--Танзания. Пекин подчеркивает, что трудности африканских стран ему ближе и понятнее, чем Западу. Китай игнорировал призывы Вашингтона наказать Судан за события в Дарфуре и вложил в экономику этой страны 4 млрд долл. Ангола рассчитывает получить от КНР кредит на 2 млрд долл. для развития экономической инфраструктуры.
Западные политики опасаются, что экономическая экспансия Китая лишит их инструментов влияния на строптивые страны Африки. «Поддержка Китаем коррумпированных режимов подрывает способность США остановить государства-изгои и помочь создать стабильные, процветающие и открытые общества», -- заявила в июле 2005 года конгрессу США член комиссии по экономике и безопасности в отношениях США и КНР Каролин Бартоломью. За политической риторикой скрываются практические интересы. США хотели бы найти в Африке возможную замену части нефтяного импорта с нестабильного Ближнего Востока, но китайские покупатели быстро перехватывают потенциальную долю американцев.
В 2004 году китайский импорт из Африки вырос на 81%, до 15,6 млрд долл., в основном благодаря нефтяным поставкам. Тот же фактор увеличил в прошлом году на треть российско-китайскую торговлю, ее объем достиг 29,1 млрд долл. На днях президент Владимир Путин заявил, что летом 2006 года начнется прокладка нефтепровода до Тихого океана, который на первом этапе дойдет до Сковородино на границе с КНР. Россия получит возможность поставлять в Китай 30 млн тонн нефти в год. (В текущем году Россия, предположительно, поставит Китаю около 12 млн тонн нефти по железной дороге.) Но если борьба Пекина за африканскую нефть будет успешной, не окажется ли эта труба ненужной?
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер в беседе со «Временем новостей» отметил, что Китай диверсифицирует не только источники нефтяных поставок, но и пути транспортировки сырья. Как бы ни рос китайский нефтяной импорт из Африки и Ближнего Востока, его доставка идет морским путем, который очень уязвим в узком Малаккском проливе. «Любые серьезные конфликты в регионе могут прервать поставки и поставить китайскую экономику в серьезное положение», -- отметил эксперт. Договоренности с Россией и Казахстаном о строительстве нефтепроводов имеют для Китая «первостепенное значение с точки зрения путей доставки». По этой причине оживленный интерес КНР к африканским сырьевым богатствам «не окажет большого влияния на развитие российско-китайского сотрудничества в нефтяной сфере», заключил собеседник «ВН».
|