Владимир Путин признан другом Казахстана |
| 2006-01-13 13:25:14 Вчера президент России Владимир Путин встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в рамках рабочего визита в Казахстан. По наблюдению специального корреспондента Ъ АНДРЕЯ Ъ-КОЛЕСНИКОВА, оба президента выглядели опустошенными после церемонии инаугурации господина Назарбаева.
Пока представители казахстанской и российской делегаций ждали Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина в зале заседаний президентского дворца, глава "Росатома" Сергей Кириенко рассказывал о том, что его отрасль надо собирать по кусочкам. Причем кусочки эти находятся в разных странах мира. Господин Кириенко, впрочем, был полон оптимизма по этому поводу. Возможно, оптимизм его вызван тем, что газовые войны снова делают атомную энергетику модным бизнесом.
Президент Назарбаев поблагодарил президента Путина за то, что тот, приехав на инаугурацию, поступил как "друг Казахстана" (судя по тому, что на инаугурации появились главы только восьми государств мира, врагов у Казахстана пока гораздо больше).
Нурсултан Назарбаев с сожалением констатировал, что не взлетел пока в космос первый казахстанский спутник "Казсат".
– Я услышал, что наш спутник немного задержался (на старте. – А.К.),– разочарованно прокомментировал президент Казахстана.
Между тем расстроенным он не выглядел и еще раз поблагодарил господина Путина – на этот раз вот за что:
– Я никогда не забуду,– сказал он, на ходу придавая своему голосу особую чувственность,– что в выборный год вы, Владимир Владимирович, а также СМИ России (благодарный кивок в нашу сторону.– А. К.) поддержали меня. Это знаю я, это знает весь народ Казахстана.
Мне, честно говоря, стало довольно стыдно после этих теплых слов казахстанского президента. Ведь я их совершенно не заслужил.
Владимир Путин в своем выступлении сосредоточился на договоре о делимитации российско-казахстанской границы. Все спорные вопросы решены, заявил президент России. Он назвал договор событием историческим, эпохальным и, кажется, этапным. Господин Путин говорил про этот договор с чувством такого глубокого удовлетворения, что мне казалось: в душе его никак не уляжется буря восторга по поводу его подписания. Но потом я вспомнил, что договор этот уже был подписан президентами России и Казахстана давно и даже припомнил эти же самые восторги. Вчера предстояло просто обменяться протоколами о ратификации договора о делимитации. Но и это событие вызывало у двух президентов бурный прилив энтузиазма.
Возможно, такое преувеличенное внимание к протокольным деталям двухсторонних отношений и желание продать их как можно дороже было связано с полным моральным и отчасти физическим опустошением после более чем содержательного дня накануне, когда кроме инаугурации российские политики и журналисты в Астане пережили встречу Владимира Путина и Виктора Ющенко.
Господин Путин проинформировал своего казахстанского коллегу о том, что с ним в Астану приехали руководители многих российских регионов (в зале были президент Татарии Минтимер Шаймиев, президент Башкирии Муртаза Рахимов, глава Алтайского края Александр Карлин, губернатор Астраханской области Александр Жилкин.– А. К.).
– Думаю, они наверняка согласятся со мной в том, что наши отношения развиваются быстрыми темпами, – произнес господин Путин .
Доля сомнения в словах президента была ритуальной. Он мог быть на тысячу процентов уверен в том, что руководители регионов согласятся с ним.
Господин Путин также постарался заинтересовать присутствующих сообщением о том, что в этот же день будут подписаны документы об учреждении Евразийского банка развития с уставным капиталом в полтора миллиарда долларов США (банк, впрочем, тоже создается уже несколько лет, и на каждой встрече господ Путина и Назарбаева подписываются какие-нибудь документы по этому поводу).
– С глазу на глаз мы поговорили об атомной энергетике,– продолжил господин Путин.
Словосочетания "с глазу на глаз" и "атомная энергетика" произвели магическое впечатление на пресс-службу господина Назарбаева. Журналистов попросили покинуть зал, при том что господин Путин явно еще хотел быть услышанным. Позже расстроенный пресс-секретарь президента Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед признавался, что злую шутку с ним и правда сыграли зловещие слова "атомная энергетика" и особенно "с глазу на глаз".
Но думаю, что на самом деле никто ничего в этой ситуации не потерял, ибо переговоры в расширенном составе без нас продолжались всего минут 10-15. Господа Путин и Назарбаев встречаются так часто, что говорить им, похоже, особенно и не о чем.
По итогам этих переговоров были сделаны заявления. Нурсултан Назарбаев опять поблагодарил Владимира Путина – "за то, что он присутствовал на историческом для нас моменте вступления президента Казахстана в должность". Трудно сказать, в какой момент своего правления господин Назарбаев стал говорить о себе в третьем лице с применением местоимений "нас" и "он" (президент Казахстана). Возможно, что это произошло впервые. Возможно, что такой след в душе Нурсултана Назарбаева оставила церемония его инаугурации.
В любом случае этот момент в истории Казахстана также можно считать историческим.
|