2006-01-16 13:10:45 Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер совершил первый после российско-украинского газового шока рабочий визит в Германию. На встречах он пытался убедить министра экономики и технологии Михаэля Глосса и своих главных партнеров -- руководителя BASF Юргена Хамбрехта, а также глав E.ON и E.ON-Ruhrgas Вульфа Бернотата и Буркхарда Бергманна -- в том, что, несмотря на кратковременное ограничение поставок, Россия остается надежным контрагентом. Как известно, сегодня в Москву приедет новый канцлер Германии Ангела Меркель, и российской стороне было важно выяснить настрой официального Берлина перед встречей в верхах. Г-жа Меркель крайне настороженно относилась к плодам энергетической дружбы своего предшественника Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина.
«Германия является крупнейшим потребителем российского газа в Европе. «Газпром» всегда исполнял все свои контрактные обязательства -- так будет и в дальнейшем всегда, -- цитирует г-на Миллера РИА Новости. -- Мы очень дорожим сотрудничеством с нашими немецкими партнерами, и это позволяет нам говорить о новых проектах и новых направлениях сотрудничества». Отвечая на вопрос, какие гарантии может дать «Газпром» на случай шантажа в области транспортировки газа, глава концерна заявил, что «Россия и Германия здесь находятся в равных условиях, лишь по разные стороны от трубы». "Поэтому гарантия -- это снижение транзитных рисков. Чем мы и занимаемся совместно с нашими немецкими партнерами, строя Северо-Европейский газопровод. Все, что мы делали и будем делать в дальнейшем в области развития нашего сотрудничества в газовой сфере, нацелено на повышение надежности поставок российского газа в Европу», -- подытожил он.
Однако Михаэль Глосс, как сообщили в его министерстве, со своей стороны лишь «с удовлетворением воспринял информацию Миллера об урегулировании газовых недоразумений между Россией и Украиной». А после встречи заявил, что Россия по-прежнему «испытывает большой интерес к расширению сотрудничества с Германией и Европой в газовой области». Осторожность министра понятна: отношение к российско-украинским «газовым недоразумениям» в ЕС далеко не однозначное. При всей нейтральности официальных высказываний европейцы не на шутку напуганы готовностью Москвы и Киева поставить на кон в своем споре безопасность газоснабжения Европы. Напомним, что новый год Украина начала с несанкционированного отбора части газа, предназначенного европейцам, а «Газпром», пусть на считаные часы, но ограничивал экспортные поставки. И простыми словами г-ну Миллеру новогодние неприятности загладить будет очень сложно.
Тем более что в европейских правительствах началась волна обсуждений на тему, как застраховаться от принципиальности поставщиков и нерадивости транзитеров. Как ожидается, сегодня в интервью немецкой деловой газете Handelsblatt шеф E.ON Вульф Бернотат, с которым глава «Газпрома» также встречался, еще раз скажет о пристальном интересе к иранским запасам газа. «Мы не можем игнорировать тот факт, что Иран располагает вторыми по величине запасами газа в мире», -- цитирует это интервью агентство AFP. Кроме того, спустя 20 лет после чернобыльской катастрофы, которая послужила толчком к сворачиванию программ развития ядерной энергетики в Евросоюзе, события на Украине вновь могут внести коррективы в судьбы АЭС.
Возможности использования возобновляемой энергии мирного атома стали выглядеть очень привлекательно в связи с заоблачными ценами на углеводороды, растущим дефицитом природных ресурсов и проблемами их доставки. Нидерланды уже решили продлить срок эксплуатации своей единственной АЭС с 2013 до 2033 года. Консерваторы в коалиционном правительстве Германии получили дополнительные козыри в лоббировании отмены обязательств по закрытию 19 АЭС к 2020 году. А крупнейший производитель атомной энергии в Европе Франция, по сообщению Reuters, на прошлой неделе запустила опытный образец реактора четвертого поколения, который вступит в эксплуатацию к концу следующего десятилетия.
|