«Россия не будет для Грузии единственным пекарем» |
| 2006-01-20 12:11:46 На знаменитых грузинских лыжных курортах Бакуриани и Гудаури нынешней зимой рекордный после распада СССР наплыв туристов из России. В Тбилиси говорят, что это можно рассматривать как симптом потепления отношений между двумя странами. На вопросы собственного корреспондента «Времени новостей» в Грузии ответил государственный министр по вопросам экономических реформ Каха БЕНДУКИДЗЕ.
-- Было бы странно, если бы не развивался туризм из России в Грузию. Но наивно думать, что вот приехали туристы из России, и сразу же наступит резкое улучшение в политической сфере. Политические отношения очень сильно увязаны с проблемами Абхазии и Южной Осетии. И здесь я, увы, легкого решения не вижу.
-- Абхазия после прошлогоднего сезона заявила, что на ее курортах отдохнуло свыше миллиона туристов, это почти как до грузино-абхазской войны 1992--1993 годов. Если исходить из того, что Абхазия -- это часть Грузии, так это должно быть хорошо для всей Грузии?
-- Абхазия -- это часть Грузии. И я думаю про туристов, что это хорошо. Потому что я абсолютно уверен, что рано или поздно абхазская проблема будет разрешена. И мы будем иметь на той части нашего побережья развивающийся туризм. Другое дело, что надо определить, в каком это режиме российские туристы посещают Абхазию. Как они туда ездили, в какую страну? Это часть Грузии, с Грузией же у России визовый режим.
Вообще, скажите мне, вы знаете, чего от нас Россия хочет? Я не знаю. Я сам вот спрашивал российских официальных лиц -- они мне говорят, что хотят целостности Грузии, мира и процветания. Так давайте думать о том, как это сделать. Я абсолютно уверен, что национальные интересы России в том, чтобы иметь демократических, рыночно устроенных соседей вокруг себя, а не пояс контролируемой нестабильности. Если в странах, граничащих с Россией, будет хорошо, спокойно, будет демократия, процветающая экономика, то России от этого только лучше. Ведь в этих странах 100 млн говорящих по-русски, многие из них -- полноценные носители русской культуры. Что лучше, чтобы они жили в нищете, нестабильности, раздираемых внутренними конфликтами странах или были богатыми и здоровыми? Это же богатство России -- 100 млн человек вокруг говорят по-русски, любят Россию, ее культуру, ездят и работают в России! Сколько будет стоить обучить другие 100 млн русскому -- 50 млрд долл., 100 миллиардов?
-- То есть повышение Россией цен на газ для Грузии с 2006 года с 62 до 110 долл. за тысячу кубометров было экономически неоправданным решением?
-- Цену не только для Грузии повысили, и в целом это означает существенное изменение политики России. Ничего трагического в изменении цен на газ нет. Плохое в том, как это произошло -- в очень резкой форме и в очень существенной степени.
-- Россия объясняет все исключительно рыночной экономикой.
-- Да, «Газпром» выиграл на короткой дистанции. Этот год будет для него очень хороший, следующий будет тоже хороший. Но есть извечная дилемма монополиста. Если только вы можете что-то делать, начинаете много зарабатывать, то достигаете еще и того, что ваши клиенты будут вынуждены искать альтернативные источники, а ваши конкуренты будут активнее предлагать им такие источники. Были проекты, которые раньше казались совершенно фантастическими. Например, построить трубопровод из Средней Азии через Каспий, Азербайджан, Грузию и Черное море на Европу. Казалось бы, ну зачем это нужно, проект на 7 млрд долл. Сейчас это становится экономически интересно.
Если вы в деревне единственный пекарь, печете и себе потихоньку зарабатываете, то все довольны. Но в один прекрасный день вы начинаете думать -- я же единственный пекарь здесь. Другие далеко, подниму-ка я цену на хлеб в два раза, а на булки даже в три или четыре. Все вокруг уже недовольны, но вы им говорите -- это же рыночная цена. Кто-то продолжит платить, но кто-то макароны будет кушать и от хлеба откажется. То есть уже вы проиграли. Потом кто-то построит новую пекарню. Начинается конкуренция. Рынок меняется. Вот сейчас, с газом, эта дилемма единственного пекаря решена не в пользу России. Финансово Россия достигла бы того же эффекта, если бы повышение цен происходило постепенно.
-- Тяжело будет Грузии с новыми ценами...
-- Нет. Это очень небольшой эффект с экономической точки зрения. Я думаю, что наше правительство поступило очень правильно. Мы не стали экспериментировать с собственной экономикой и народом. Я думаю, что в этом смысле наша позиция гораздо более правильная, чем позиция тех же Украины или Молдовы.
-- Вы не только Россию критикуете, но и США, когда те недавно высказались, чтобы Грузия не продавала русским магистральный газопровод.
-- Я критиковал и буду критиковать всех, кто хочет проехаться за наш счет. Какие-то средние американские чины хотят показать, какие они молодцы. Мы и России, и США говорим: объясните нам, чего вы хотите от нас. Мы должны понять, кто чего хочет. И в зависимости от этого строить свою политику с учетом собственных национальных интересов.
-- В прошлом году Грузия и Россия договорились, что нужно повышать товарооборот с нынешних 300 млн долл. до миллиарда.
-- На это нужно время. Думаю, это перспектива на пять лет. Грузинский экспорт растет и будет расти в среднем на 20--30% в год. Импорт из России тоже растет достаточно высокими темпами.
-- Объем российских инвестиций в 150 млн долл. -- это хорошая цифра? Продолжат инвестировать в экономику Грузии россияне?
-- Я думаю, что россияне достаточно вкладывают. И это даже при нескольких сорванных сделках, что, кстати, произошло исключительно по политическим мотивам. Я бы разделил российских инвесторов на три группы. Крупные -- такие, как Внешторгбанк, «Промышленные инвесторы». Вторая группа -- это люди, которые уехали отсюда раньше и сейчас возвращаются в виде капиталов. Третья -- это средний российский бизнес, который вкладывает по нескольку сот тысяч долларов в самых разных сферах, но таких много.
Одним из моих первых дел в правительстве Грузии стало упрощение визового режима с Россией. Хочу напомнить -- сейчас, чтобы приехать в Грузию, вам не нужно получать визу в грузинском посольстве в Москве. Вам прямо в Грузии на КПП дадут визу и возьмут 20 долл. И все. Мы сказали россиянам -- тоже что-то сделайте, ведь введение визового режима с нами было сделано в отместку. Если Россия облегчит даже частично, мы еще больше облегчим, с опережением, в одностороннем порядке. Мы вообще отменили визы для граждан США, Канады, Японии, Израиля, ЕС. Я надеюсь, мы достигнем такого же с Россией.
|