2006-01-20 12:29:26 Глава МИД России Сергей Лавров сообщил вчера, что в вопросе о «ядерном досье» Ирана Москва будет ориентироваться на оценки Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На встрече с французским коллегой Филиппом Дуст-Блази он предложил МАГАТЭ адресоваться помимо России еще и к западным странам. Ведь МАГАТЭ «ищет ответа на вопрос об утаивании Ираном своей ядерной деятельности за последние 20 лет», а Запад также был партнером Тегерана. Дуст-Блази призвал «помнить о трех словах: твердость, единство и быстрота», дабы «остановить опасную ядерную деятельность Ирана». На это российский министр напомнил французскому коллеге, кардиологу по профессии, что для лечения болезни можно использовать не только скальпель, но и терапию.
Однако США и ЕС, включая «евротройку» (Британия, Германия, Франция), в течение последних двух лет проводившую переговоры с Ираном, склоняются к методам хирургии. Они торопятся и хотят, чтобы МАГАТЭ уже 2 февраля приняло решение передать «ядерное досье» Ирана в СБ ООН. Россия готова к дебатам в Совбезе, но без формальной передачи туда иранского «досье». По признанию верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики Хавьера Соланы, такая передача «означает возможность правовых последствий для Ирана» -- то есть санкций, против чего возражают Москва и Пекин. Солана и госсекретарь США Кондолиза Райс в среду заявили, что говорить с Ираном «практически не о чем», пока Тегеран не вернется к мораторию на обогащение урана. Тегеран предлагает возобновить переговоры с «евротройкой», чтобы доказать отсутствие у него ядерных амбиций. Но г-жа Райс призвала МАГАТЭ к решительности, «чтобы Иран знал, что мировое сообщество не смирится с его безнаказанными действиями».
В российской позиции, по словам г-на Соланы, «нет ничего принципиально неправильного». Но она, по мнению еврокомиссара, предполагает слишком долгое решение проблемы. В Москве готовятся 16 февраля обсудить с иранцами вопрос об обеспечении их реакторов ураном, обогащенным в России. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад вчера, отправляясь с визитом в Сирию, выразил надежду на то, что «развитие сотрудничества Ирана и России в ядерной сфере будет иметь позитивное значение» и происходить «в ранее заявленных рамках». Говоря о предложении Москвы создать совместное предприятие по обогащению урана на территории России, президент подчеркнул, что этот «проект находится в стадии переговоров». И что «в ближайшем будущем иранская делегация направится в Москву для обсуждения этого вопроса».
Визит в Сирию Ахмадинежада, избранного президентом Ирана в июне 2005 года, проходит на фоне мощного давления Запада на обе страны. Тем не менее Тегеран считает Дамаск своим главным союзником в арабском мире. Сирию подозревают в организации убийства экс-премьера Ливана Рафика Харири. США только что заморозили банковские счета главы военной разведки Сирии Асыфа Шауката -- шурина президента этой страны Башара Асада. Вчера официальные представители администрации США назвали санкции против Шауката «серьезным сигналом о том, что люди, поддерживающие терроризм, будут привлечены к ответственности». Самого генерала американцы обозвали «архитектором сирийского господства в Ливане и поощрения сил сопротивления в Ираке».
Президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин в беседе с «Временем новостей» предположил, что главной темой переговоров лидеров Ирана и Сирии станет предотвращение вооруженного нападения на них со стороны США. В случае возникновения такой «катастрофической для Ирана и Сирии ситуации самым действенным оружием двух стран, по их представлениям, будет дестабилизация соседнего Ирака, в чем Дамаск и Тегеран сейчас не заинтересованы».
|