Петербург -- столица Азии |
| 2006-01-25 12:18:35 Сегодня в Петербурге пройдет заседание межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. На нем не только торжественно примут в ЕврАзЭС нового члена – Узбекистан, но и наметят широкую программу дальнейшей интеграции.
Россия делает ставку на ЕврАзЭС. Собственно, больше не на что. Судьба других наших интеграционных проектов на постсоветском пространстве оптимизма не вызывает. Единое экономическое пространство в составе России, Казахстана, Украины и Белоруссии умерло, не родившись, после фактического отказа Киева участвовать в нем. Несмотря на торжественные заявления и заседания, процесс объединения с Белоруссией находится в тупике. А СНГ практически официально объявлено покойным. Или, по словам президента Путина, "инструментом цивилизованного развода".
В качестве геополитической державы Россия на протяжении последнего года переехала заметно глубже в Азию. И причины этого лежат в политической плоскости. России приходится договариваться не с теми, с кем нужно, а с теми, с кем легче.
С точки зрения экономической интеграция в формате ЕврАзЭС выглядит довольно искусственной. Например, по данным за январь–ноябрь 2005 года, на страны ЕврАзЭС пришлось лишь 7,8% всего оборота российской внешней торговли, при этом больше половины из этого (4,7%) – на Белоруссию. Для сравнения: на долю ведущего внешнеторгового партнера России – Германии – приходится 9,7%, на долю Нидерландов – 7,9%, Италии – 6,8%. Украина, с которой Москва находится практически в состоянии торговой войны, занимает гораздо более важное место в российской внешней торговле – 6%, по официальным данным.
Схожая картина наблюдается и у других стран–членов ЕврАзЭС. Для Казахстана, например, среди всех членов ЕврАзЭС серьезное значение как внешнеторговый партнер имеет лишь Россия, на которую в 2004 году приходилось 14,1% экспорта и 37,7% импорта этой страны. Доля остальных государств сообщества, вместе взятых, во внешнеторговом балансе маргинальна: на Белоруссию, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан в 2004 году приходилось 2,9% казахского экспорта и 3,6% импорта. Значимую роль во внешней торговле Киргизии играют лишь Россия и в меньшей степени Казахстан; для Белоруссии Россия – ведущий торговый партнер, но с остальными членами ЕврАзЭС ее мало что связывает.
Более того, доля стран ЕврАзЭС, например, в российской внешней торговле, снижается – с 10,2% в 2004 году до 7,8% в 2005 году. Снижается удельный вес во внешнеторговом балансе России и отдельных членов ЕврАзЭС: доля Белоруссии год назад составляла 6,7% (сейчас – 4,7%), доля Казахстана снизилась за год с 3,2 до 2,9%. Самое же интересное, что, по данным доклада МВФ, для всех членов ЕврАзЭС, кроме России и Белоруссии, реализация заключенных в рамках этой организации соглашений приведет к повышению не только среднего уровня тарифов, но и тарифов на большинство видов товарных групп, подпадающих под эти соглашения. Особенно заметно должны вырасти тарифы на промышленную продукцию: соглашения ЕврАзЭС предполагают установление тарифов для этой категории товаров на уровне 9,7%, тогда как в Казахстане сейчас они составляют 6,2%, а в Киргизии – вообще 3,2%.
"Сейчас ЕврАзЭС функционирует в основном как политическое объединение",– уверен Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги. Экономического фундамента под ним нет. "Ивановские ткачи переориентировались на китайский хлопок, и Узбекистану будет очень трудно вернуть себе рынок",– говорит Андрей Грозин из Института стран СНГ. Характерно, что в 2002 году в торговом обороте Узбекистана на долю России приходилось 50,1%, еще 14,4% – на долю Казахстана. Однако в состав ЕврАзЭС страна вошла лишь сейчас: Ташкент, напуганный поддержкой, оказываемой США "цветным" революциям, сделал сугубо политический выбор, выйдя из антироссийского ГУУАМ.
Для России ЕврАзЭС – геополитический проект. Российский интерес в ЕврАзЭС – это монополия на представительство интересов его членов перед остальным миром. Но без экономической прагматики он вряд ли может быть успешным. Не является ЕврАзЭС, вопреки своему звучному названию, и реализацией евразийской миссии России. Европейский горизонт объединения ограничен Белоруссией – европейской страной, находящейся в остром конфликте с остальной Европой. Характерно, что именно президент Лукашенко стал основным докладчиком интеграционных инициатив на встречах участников сообщества.
|