"Эту балалайку пора заканчивать" |
| 2006-01-31 13:47:27 Президент Ингушетии Мурат Зязиков категорически не согласен с российскими политиками, призывающими к пересмотру взаимоотношений с Европой в свете критических резолюций Европарламента и шпионским скандалом с участием британских спецслужб и российских правозащитников. «Мы должны работать и с ПАСЕ, и с Советом Европы -- это просто необходимо, -- сказал г-н Зязиков на пресс-конференции в Москве. -- Это сотрудничество необходимо и им, и нам, и нам оно нужно больше. Заявления о том, что мы должны выйти из них или сократить свои взносы, -- полностью безрассудны. Это как в детском саду дети говорят -- отдайте мои игрушки, я с вами больше не играю".
У руководителя Ингушетии есть повод для «еврооптимизма»: сам он только что прилетел из брюссельского офиса Евросоюза, где был весьма удовлетворен оказанным приемом. Тем временем Европарламент уделил Ингушетии специальное внимание, отметив ее вклад в разрешение гуманитарных проблем Северного Кавказа. Самому г-ну Зязикову удалось встретиться с представителями европейских предпринимательских кругов, которые, по его словам, изъявили готовность инвестировать свои средства в республиканскую экономику.
Европейские контакты, очевидно, являются приоритетом для ингушских властей. В конце прошлого года Ингушетия стала членом Ассоциации европейских регионов. Этот факт имеет скорее культурно-символическое, чем экономическое значение. Впрочем, деньгами европейцы тоже готовы помогать: по словам г-на Зязикова, только по линии Евросоюза в нынешнем году на различные социально-экономические проекты на Северном Кавказе будет выделено около 20 млн евро. Речь, правда, идет сразу о трех республиках -- Ингушетии, Чечне и Северной Осетии. Потенциальный объем вложений европейских инвесторов в нефтекомплекс, сельское хозяйство и строительство собственно Ингушетии ее глава оценил в 40 млн евро.
В последние шесть-семь лет в Ингушетии складывалась действительно очень напряженная гуманитарная ситуация. С началом в 1999 году второй войны в Чечне к ингушам -- беженцам из Пригородного района Северной Осетии добавилось огромное количество переселенцев из Чечни, которое было сопоставимо с собственно ингушским населением. В связи с этим в Ингушетии развернули работу десятки гуманитарных организаций, в том числе и европейских. При всей тяжести ситуации это было своеобразным европейским открытием Северного Кавказа.
Открытия, впрочем, продолжаются. Президент Ингушетии доволен, что на нынешней сессии Европарламента было уделено внимание не только проблеме беженцев из Чечни, но и ингушским переселенцам из Пригородного района Северной Осетии. В отличие от постоянно бывших «на слуху» чеченцев, они, как и многочисленные этнические русские, вынужденно покинувшие кавказские регионы с начала 90-х годов прошлого века, долго оставались забытыми. При этом г-н Зязиков считает, что решать эти гуманитарные проблемы Россия должна в основном своими силами. Он полагает, что при наличии политической воли со стороны российского руководства поручение президента Владимира Путина об окончательном урегулировании последствий осетино-ингушского конфликта может быть выполнено до конца 2006 года: «В течение последних 13 лет (прошедших со времени осетино-ингушского вооруженного конфликта 1992 года. -- Ред.) власти только и занимались тем, что считали людей, вместо того чтобы обеспечить им конституционное право на свободу передвижения и выбора места жительства. Эту балалайку пора заканчивать».
При этом он считает, что федеральный центр должен по мере сил помогать, а не мешать республикам. Г-н Зязиков вновь очень резко отозвался о проекте внешней финансовой администрации в дотационных регионах, который был предложен полпредством президента РФ в Южном федеральном округе. «Мы же не сидим сложа руки и не ждем поступлений из федерального бюджета. Контролеров и так достаточно, нужны помощники. А когда говорят о коррупции на Северном Кавказе, почему-то забывают, что большая часть денег на самом деле оседает внутри Садового кольца», -- грустно сказал ингушский президент.
|