ОПЕК воздержалась от сокращения производства |
| 2006-02-01 13:36:22 Как и прогнозировал Ъ, вчера на сессии ОПЕК в Вене было принято решение не сокращать производство, оставив нынешние квоты в 28 млн баррелей в день. Картель счел, что при нынешних ценах сокращение было бы расценено как прямой вызов Западу, но пригрозил, что производство может быть снижено по результатам следующей встречи в марте. А Россия объявила, что ее производство снизилось в январе на 180 тыс. баррелей в день – самое большое месячное сокращение за семь лет.
Еще до начала официальной части конференции катарский министр энергетики Абдулла Аттыйя и нефтяной министр Алжира Чакиб Хелил заявили, что члены ОПЕК уже договорились оставить производственные квоты неизменными. Как указал господин Аттыйя, "мы подождем до нашей следующей встречи в марте". А господин Хелил подчеркнул: "Пока мы не будем ничего предпринимать, а в марте решим, что делать в свете мировых тенденций экономического роста и фундаментальных факторов спроса и предложения". Именно такое решение и было принято на конференции.
Как обычно, ход дискуссий участников ОПЕК и причины договоренностей остались тайной (в прошлом году британский министр финансов Гордон Браун, ставя перед G7 вопрос о недопустимой секретности на мировом нефтяном рынке, когда никто по-настоящему не знает, сколько нефти добывается и потребляется, привел в качестве примера как раз конференции ОПЕК, протоколы которых остаются закрытыми от общественности). Однако ясно, что при цене нефти, значительно превышающей $60 за баррель, сокращение производства было бы воспринято западными потребителями как злонамеренное желание еще больше поднять цены и побить прошлогодний рекорд в $70,85 за баррель. Картель просто решил пока не вызывать лишней критики и пользоваться уже имеющейся ценовой конъюнктурой.
Даже Иран, который призывал перед конференцией как раз сократить производство по меньшей мере на 1 млн баррелей, в конце концов занял осторожную позицию. Как заявил вчера иранский нефтяной министр Казем Вазери-Хаманех, он предлагал осуществить сокращение когда-нибудь, а не обязательно на нынешней конференции. Позиция Ирана вчера вообще занимала всеобщее внимание – не собирается ли он применить нефтяное оружие в борьбе с противниками своей ядерной программы? Господин Вазери-Хаманех уверял, что "связи между ядерной проблемой и нефтью нет, мы не собираемся прекращать экспорт". Эксперты также предположили, что и Запад не решится ввести эмбарго на экспорт иранской нефти в наказание за отказ этой страны от сотрудничества.
Как заметил нефтяной аналитик Джон Холл из консультационной компании John Hall Associates, "я буду очень удивлен, если против Ирана будут приняты нефтяные санкции: он производит 4 млн баррелей в день, и Запад вовсе не хочет лишаться этой нефти – ее нечем заменить". Однако нефтяной министр Венесуэлы Рафаэль Рамирес туманно намекнул, что Западу не следует слишком уж давить на Иран, иначе какие-то нефтяные последствия будут: "Если давление продолжится, то мировые цены вырастут". Последствия для цен будут "очень значительны", поддержал его ливийский министр Хамед Шатван.
В общем картель решил, что туманными угрозами иранского нефтяного кризиса и обещанием подумать о сокращении производства в марте можно лучше добиться поддержания цен, чем прямым сокращением. А российское Министерство промышленности и энергетики вчера сообщило, что за 30 дней января нефтяное производство в России составило 38,777 млн тонн – то есть 9,47 млн баррелей в день, в то время как в декабре ежедневная добыча составляла 9,65 млн баррелей. Снижение на 180 тыс. баррелей в день (самое большое месячное сокращение за семь лет) министерство объяснило необычно холодной погодой, затруднившей нефтедобычу в Сибири.
|