Израиль запутался в российских позициях |
| 2006-02-02 13:51:43 Как стало вчера известно Ъ, ответ президента России Владимира Путина на вопрос корреспондента телекомпании "Аль-Джазира" о ситуации на Ближнем Востоке после победы "Хамаса" стал причиной дипломатического скандала. Напомним, что, отвечая арабскому журналисту Амру Абдель-Хамиду, Владимир Путин заявил, что Россия никогда не признавала "Хамас" в качестве террористической организации, хотя это не значит, что Россия одобряет и поддерживает все, что делает "Хамас". В Израиле эти слова вызвали недоумение и разочарование.
Высокопоставленные источники в израильских властных структурах были крайне удивлены заявлением российского президента, в особенности учитывая близкие и теплые отношения между Израилем и Россией, которые непрерывно развиваются в последнее время. К примеру, недавний визит в Иерусалим Владимира Путина израильские власти называют очень удачным. Власти Израиля подчеркивают, что не понимают позиции России, согласно которой в разных странах террор может определяться по-разному. "Только в терактах 'Хамаса' погибло больше 550 израильских граждан, среди них немало выходцев из России, и мы не понимаем, чем взрыв автобуса в Иерусалиме отличается от атаки террористов в Москве или Беслане",– говорят израильские дипломаты. Однако даже если между двумя странами существовали разногласия относительно статуса и определения "Хамаса", заявление президента о том, что эта группировка не является террористической, еще больше удивляет – тем более когда после победы "Хамаса" на выборах в мирном процессе возник кризис и от всех сторон требуется ответственная и взвешенная позиция.
Согласно источникам Ъ, израильские власти считают, что заявление Владимира Путина противоречит недавнему заявлению ближневосточного "квартета", под которым поставила подпись в том числе и Россия, а также идет вразрез с российской позицией, которая была заявлена в телефонном разговоре между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и главой МИД Израиля Ципи Ливни. "Квартет" выставил "Хамасу" три условия: признание права Израиля на существование, отказ от вооруженной борьбы и признание подписанных до сегодняшнего дня соглашений. Однако из условий "квартета" в словах президента России прозвучала только необходимость признания права Израиля на существование. В Израиле отмечают, что фактически вместо сложения оружия президент Путин предложил "Хамасу" "уйти от радикальных заявлений". Кроме того, в качестве еще одного условия российский президент заявил, что "Хамасу" необходимо наладить контакт с международным сообществом, что по своей сути и является сегодня одной из основных целей группировки. Источники Ъ также отметили, что российский лидер ни разу не упомянул "Дорожной карты", которая считалась до сих пор базовым планом для любого палестино-израильского диалога. Таким образом, помимо разочарования слова российского президента вызвали в Иерусалиме недоумение: "Теперь мы не можем понять, является ли официальной позицией России то, что говорил до этого Сергей Лавров, или то, что сказал на пресс-конференции Владимир Путин". В беседе с Ъ один из израильских аналитиков подчеркнул, что, скорее всего, заявление Владимира Путина телеканалу "Аль-Джазира" будет воспринято в арабском мире как намного более значимое, чем заявление "квартета", и таким образом, именно выступление президента России на пресс-конференции будет считаться там отныне официальной российской позицией.
Ряд израильских наблюдателей полагают, что победа "Хамаса", возможно, стала удобным поводом для критики американской политики на Ближнем Востоке. Однако в случае если Россия захочет упрочить свои позиции в регионе посредством критики Вашингтона, вставая на сторону "Хамаса", это не станет конструктивным шагом на пути к более серьезному участию российской дипломатии в палестино-израильском диалоге. В случае если позиция Москвы будет идти вразрез с позицией Израиля, посредничество России вряд ли сможет стать эффективным.
Иерусалим
|