Турция играет на двух трубах |
| 2006-02-06 12:08:48 В выходные премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что строительство трубопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум (из Азербайджана в Турцию) завершится к концу 2006 года. Это событие может весьма негативно отразиться на планах «Газпрома» по выходу на рынки стран Ближнего Востока и юга Италии. Примечательно, что как раз в минувшую пятницу глава «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром энергетики и природных ресурсов Турции Мехметом Хильми Гюлером и обсудил возможность транзита газа по «Голубому потоку» через территорию Турции на рынки третьих стран: в Израиль, государства Ближнего Востока, а также в Грецию и на юг Италии. Причем, как сообщили в пресс-службе «Газпрома», шел также разговор о «создании совместного предприятия для реализации этих проектов».
Напомним, что торжественный запуск «Голубого потока» прошел в ноябре минувшего года. И, несмотря на масштабность этого проекта, у экспертного сообщества событие не вызвало воодушевления. Вопрос целесообразности трубопровода был поставлен под сомнение многими специалистами. По проекту мощность «Голубого потока» составляет 16 млрд. кубометров в год, однако после завершения строительства трубопровода турецкая сторона потребовала пересмотра объемов поставок российского газа. В результате «Газпрому» пришлось пойти на уступки и значительно уменьшить поставки газа. Сейчас газопровод загружен на треть мощности – в 2005 году по нему было прокачано 5 млрд. кубометров газа. В 2006 году объем поставок увеличится незначительно – до 6–6,5 млрд. кубометров газа, а на проектную мощность газопровод выйдет только к 2010 году.
Между тем поставки газа в страны Ближнего Востока и Италию могут весьма существенно повысить эффективность «Голубого потока». «Фактически газопровод переживает «второе рождение», – говорит в беседе с «НГ» начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. – Расширение географии поставок весьма выгодно для «Газпрома». Новые потребители позволят как нарастить, так и диверсифицировать поставки газа на восточном направлении. Кроме того, выход на Израиль и Ливан открывает доступ к морю и соответственно к другим странам Ближнего Востока».
Однако временные параметры могут значительно расстроить эти планы, ведь «ближневосточный» проект ориентирован на 2010–2015 годы, а строительство конкурирующего трубопровода из Азербайджана в Турцию, как уже было отмечено, завершится в этом году. Газопроводы имеют даже схожие мощности: Баку–Тбилиси–Эрзерум рассчитан на 20 млрд. кубометров в год, «Голубой поток» – на 16 млрд. кубометров. По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, «Газпрому» очень тяжело будет добиться присутствия в странах Ближнего Востока. Там много богатых газом стран. Помимо Ирана большие амбиции имеют Египет, Саудовская Аравия, Азербайджан, которые, кстати, не ограничивают свою географию Ближневосточным регионом и тоже хотели бы выйти на богатый европейский рынок через Турцию и Италию.
По всему видно, что «Газпром» старается завязать более тесные отношения с Турцией. Об этом свидетельствует увеличение поставок газа в январе в Турцию по просьбе турецких властей, а также заявление Миллера о том, что в связи с тяжелой ситуацией на Украине были максимально увеличены поставки газа по «Голубому потоку». Вдобавок, по мнению Максима Шеина, «Газпром» выгодно использует момент для вхождения на восточный рынок, играя на нестабильности поставок газа из Ирана.
|