Иванов поставил Алиева перед выбором |
| 2006-02-07 11:03:17 Реакция Баку на предложение Москвы создать на Каспийском море оперативно-тактическую группу кораблей прикаспийских государств «Касфор» (по примеру действующего на Черном море «Блэксифор») для борьбы с терроризмом и наркотрафиком хоть и с опозданием, но последовала. Правда, озвучили ее не государственные чиновники, а аналитики и представители политической элиты страны. На днях бывший помощник экс-президента Гейдара Алиева, соучредитель блока «Ени сиясет» («Новая политика») Эльдар Намазов заявил, что переговоры Азербайджана и России по «Касфор» «либо являются блефом, либо означают, что азербайджанское правительство хочет поиграть на тщеславии Запада».
«Если бакинская инициатива Иванова сработает, это будет означать, что Азербайджан поддерживает усилия России, бросающей вызов интересам США в регионе», – сказал журналистам Эльдар Намазов. При этом он напомнил, что США уже начали переводить «некоторые корабли и радарные станции на баланс азербайджанских военно-морских сил», и это, мол, ставит Баку в двусмысленное положение.
Не видит логики в действиях азербайджанских властей и президент бакинского аналитического центра «Каспий: партнерство во имя будущего» Рустам Мамедов. По его мнению, идея создания «Касфор» порождает много вопросов. «Какое из пяти прибрежных государств имеет оружие массового уничтожения, и есть ли у этих пяти стран на самом деле общие экономические интересы, которые они хотели бы защищать? И в чем состоит опасность? Армия какого государства будет доминировать в группе, учитывая, что некоторые прибрежные государства вообще не имеют военно-морских сил?» – задается вопросами Рустам Мамедов.
Эти высказывания отражают общее недовольство общественности Азербайджана политикой России на Кавказе. В его основе лежат как экономические, так и военно-политические аспекты. Как сказал «НГ» азербайджанский аналитик Алпай Ахмед, решение Москвы среди зимы повысить почти в два раза тарифы на поставляемый в Азербайджан газ, а также искусственно создаваемые проблемы с проходом азербайджанских судов по внутренним водам России не могут не вызвать недовольства Баку. Но главной болезненной точкой в отношениях Азербайджана с Россией, по его словам, остается неурегулированная проблема Нагорного Карабаха. «Россия является военным союзником Армении, помогает усилению ее вооруженных сил и перебрасывает в Армению из Грузии оружие и военную технику, а потому опасения Баку относительно политики РФ в регионе естественны», – считает Алпай Ахмед.
С другой стороны, создание «Касфор» предполагает участие в этой структуре и Ирана. В свете усугубляющегося противостояния между Тегераном и странами Запада азербайджано-иранское сотрудничество даже в таком формате не вызовет восторга США и их союзников по НАТО. Тем более что Вашингтон уже приступил к реализации в регионе своего проекта по созданию подразделения «Каспийский страж» (Caspian Guard) для охраны нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря.
В этих условиях участие в российском военном проекте неминуемо обострит отношения официального Баку с Вашингтоном и Североатлантическим альянсом. Возможно, этим и продиктована была озвученная министром обороны Азербайджана генерал-полковником Сафаром Абиевым мысль о том, что «Азербайджан готов участвовать в «Касфор», но только когда будет разделен Каспий». Очевидно, что проблема статуса разрешится еще не скоро. А значит, и о согласии Баку участвовать в «Касфор» говорить пока рано.
Но, судя по всему, официальный Баку не намерен портить отношения с Россией. Этим, пожалуй, можно объяснить нежелание официальных лиц комментировать вопрос участия страны в «Касфор». И не исключено, он станет предметом переговоров между президентами Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым в конце февраля в Баку, когда будет дан официальный старт «Году России в Азербайджане».
|