Что русскому хорошо, то немцу смерть |
| 2006-02-09 13:37:50 Сегодня в Берлине открывается 56-й международный кинофестиваль. Организаторы, как всегда, обещают суперинтересную программу, однако, судя, например, по прошлому году, обещания вполне могут остаться обещаниями, и только.
Сейчас вокруг Берлинале Паласт, где будут происходить главные события фестиваля, вовсю идет подготовка к церемонии открытия, которая начнется вечером. Раскатывается красный ковер, по которому под колючим ветром бодро пойдут к входу гости фестиваля. Начнется фестиваль внеконкурсным фильмом Марка Эванса «Снежный пирог» с Аланом Рикманом и Сигурни Уивер в главных ролях.
В конкурсной программе довольно много известных имен. Так, одним из первых в конкурсе будет представлен фильм Роберта Олтмэна «Верный друг степей» с Мерил Стрип и Вуди Харрельсоном. Три года назад Мерил Стрип получила здесь «Медведя» за лучшую женскую роль, поделив зверя с двумя компаньонками по фильму «Часы» – Николь Кидман и Джулианной Мур. Несколько лет назад увез из Берлина «Золотого медведя» Теренс Малик за «Тонкую красную линию». Теперь он приезжает в Берлин в поисках второго «Медведя» с картиной «Новый мир». Номинант нынешнего «Оскара» Беннет Миллер везет на Берлинале номинированного «Капоте», биографическую драму в голубых тонах с Филиппом Сеймуром Хоффманом в главной роли, который уже получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль и теперь претендует за нее же на «Оскара». Мужественный Джордж Клуни приедет представлять политический триллер Стивена Гахана «Сириана», где он сыграл главную роль. Англичанин Майкл Уинтерботтом, любимец Берлинского фестиваля, получивший здесь «Золотого медведя» два года назад, прочно подсел на геополитическую тематику и на сей раз посвятил свою картину мусульманам на американской базе. Патриарх французского кино Клод Шаброль едет вместе с Изабель Юппер и с политическим триллером «Комедия власти», а ступивший на режиссерскую стезю когда-то так любимый в Советском Союзе Микеле Плачидо покажет «Криминальный роман».
Россия же представит... Можно сказать, что Россия почти ничего не представит, потому что отборщики Берлинале на сей раз не сочли нужным пригласить в основные программы – конкурс, «Панораму» и «Форум» – ни одного российского фильма. На всем огромном и разветвленном Берлинском фестивале промелькнет одна-единственная российская работа – «Ловитор» Фархота Абдуллаева – в конкурсе детских фильмов. Фильм, как и победивший в прошлом году в этой же программе «Итальянец» Андрея Кравчука, – о беспризорнике. «Ловитор» – это цирковой термин, означающий человека, который стоит внизу на арене для подстраховки акробатов.
В прошлом году после пятилетнего перерыва в конкурс Берлинского кинофестиваля пригласили Александра Сокурова с фильмом «Солнце». Несмотря на то что фильм все-таки имел успехи у зрителей и у прессы, жюри напрочь обошло его своим вниманием. Хотя в кулуарах поговаривали, что, мол, Сокуров поначалу не хотел в Берлин, отнекивался. Но в Канны он уже зарекся отдавать одну за другой свои работы, так и не снискав серьезного внимания жюри. Поэтому на Берлин согласился, поверив обещанию не отпустить его без приза. Однако отпустили, раздав награды тем фильмам, на которых залы смущали своей пустотой. Тогда же, в прошлом году, Берлин посетил Тимур Бекмамбетов с командой Светлых и Темных. Правда, «Ночной дозор» проходил по графе «специальное событие».
Интересно, сколько еще Россия будет в одиночестве гордиться возрождением отечественного кинематографа, поражая нас немыслимыми кассовыми сборами? Кассовые сборы наших блокбастеров на наших же просторах действительно с непривычки могут внушить благоговейный трепет, однако за пределы России этот трепет не особо распространяется. На крупные фестивали нашу продукцию а-ля Голливуд не берут, все-таки в деле сотворения блокбастеров догнать и перегнать Америку нам пока не удается. Качественного авторского кино, которым силен был советский и какое-то время – постсоветский кинематограф, сейчас в России производится все меньше и меньше. А то, что появляется, продюсеры все-таки стараются отправлять в Венецию и Канны – в Берлине оно все меньше и меньше востребовано. Вот так и получается, что еще недавно такой ласковый с нашим кино Берлинский фестиваль теперь вроде и не знает, что ему с нами делать. Руководство Берлинале уверяет, что всей душой хочет видеть у себя русских, однако отбирать наши фильмы не спешит. Наши продюсеры и режиссеры обижаются. Хотя ничего особо удивительного тут нет: отношения возгордившегося российского кино и нерешительного Берлинского фестиваля хорошо показывают, что наш кинематограф все-таки застрял где-то в пути к собственному возрождению. Артхаус уже не тот, блокбастеры еще не те.
Судить конкурсантов будет жюри во главе с Шарлоттой Рэмплинг, дамой самостоятельной, экстравагантной и независимой. Если еще учесть, что в том же жюри будет заседать известнейший американский режиссер-авангардист Мэтью Бэрни, можно надеяться, что поблажек киномакулатуре ждать не придется.
|