2006-02-10 10:37:34 Министр финансов Алексей Кудрин вчера признал, что у правительства, в котором он работает, отсутствует политическая воля к борьбе с инфляцией. Он заявил, что ослабление бюджетной политики происходит вопреки его, Кудрина, воле. «Нельзя было менять цену отсечения на 2006 год (цена нефти, выше которой налоговые поступления от отрасли идут в стабилизационный фонд; она была повышена с 20 до 27 долл за баррель - Ред.) и добавлять в экономику еще 350 миллиардов рублей», -- сказал г-н Кудрин журналистам. Стабилизационный фонд, по его словам - грозное оружие в борьбе с инфляцией, которое правительство попросту сдало. «Нельзя разоружаться перед инфляцией!», -- твердо заявил он и подтвердил, что по-прежнему является противником снижения НДС до 13%. Журналисты не могли не подвести итог просьбой прокомментировать г-на Кудрина слухи об отставке премьер-министра Фрадкова. «Я еще не волшебник, я только учусь. Поэтому ничего вам сказать не могу», -- последовал ответ. Что сделает г-н Кудрин, став волшебником - отправит премьера в отставку или лишь прокомментирует упомянутые слухи, - повисло в воздухе красноречивым многоточием.
Решительное настроение министра вызвано, очевидно, тем, что в эти дни он находится на передней линии дипломатического фронта. Сегодня и завтра он будет хозяином первого крупного мероприятия в ходе российского председательства в «большой восьмерки» -- встрече министров финансов G8.
Сам факт проведения этой встречи в Москве - безусловная заслуга Алексея Кудрина. Как известно, министры финансов и главы Центробанков хотя и действуют в общем русле «восьмерки», стремятся держаться независимо. Именно поэтому клуб финансистов пока работает по схеме «семерка» плюс Россия. Перспективу перехода к полноформатному членству Москвы в финансовом клубе признают все, но только в перспективе: пока голос нашей страны в обсуждении глобальных экономических проблем (за исключением энергетики) не столь весом, чтобы нельзя было обойтись без него. Поэтому г-ну Кудрину было очень нелегко добиться того, чтобы Россия как председатель G8 в нынешнем году организовывала бы и работу финансистов. Тем не менее, он добился этого, хотя и ценой отсутствия в Москве глав центральных банков. Весь последний месяц Алексей Кудрин занимался «челночной дипломатией», согласовывая в столицах «восьмерки» повестку нынешней встречи. Почему-то это вызвало болезненную реакцию среди коллег министра по правительству, даже стали поговаривать о «дипломатическом туризме». А в январе и вовсе случился конфуз: премьер Фрадков отказал главе Минфина в командировке на Всемирный экономический форум в Давосе, где г-н Кудрин планировал встретиться с французским и итальянским коллегами. И мало кто осознавал, что по сути министру финансов в ходе этих командировок нужно не просто согласовать темы для обсуждения, а лично убедить партнеров в серьезном подходе России к организации работы, а кого-то (как, например, японского министра) - и лишний раз уговорить приехать в Москву.
Как бы то ни было, организационные задачи решены. Сегодня гости Алексея Кудрина (а это, помимо министров стран «восьмерки», директор-распорядитель МВФ Родриго де Рато, президент Всемирного банка Пол Вулфовиц, комиссар ЕС по экономике и финансам Хоакин Альмуниа и др.) посетят Алмазный фонд и концерт классической музыки, а завтра с утра примутся за работу в отеле «Националь». Во второй половине дня в субботу их примет в Кремле Владимир Путин. По графику на эту встречу отведен час, но можно с уверенностью предположить, что продлится она дольше.
Открытым остается вопрос, сможет ли Россия, с одной стороны, быть полезной как председатель финансового клуба и, с другой стороны, эффективно использовать свое положение в собственных интересах. Повестка завтрашней встречи, проходившая столь сложные согласования, выглядит насущной и уместной: состояние мировой экономики и рынка нефти (по традиции доклад будет делать глава МВФ, а на обсуждение отведен час), вопросы международного развития и энергообеспечение, обсуждение реализации прошлогодней инициативы «восьмерки» по списанию долга беднейших стран перед международными финансовыми организациями, борьба с инфекционными заболеваниями и с финансированием терроризма. Кроме того, запланирована презентация под названием «Эффективное и ответственное управление общественными финансами». Идея такого доклада принадлежит России, и Алексей Кудрин вчера пояснил ее суть. Предлагается изучить опыт стран, успешно реализовавших программы эффективного использования бюджетных средств - в частности, США и Великобритании. Такой опыт, очевидно, будет полезен и другим странам «восьмерки».
«Нынешний год для России - это испытание на зрелость, возможность доказать справедливость своего полноправного членства в «восьмерке», -- говорит главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. -- Но это и большая возможность улучшить инвестиционный климат. Чтобы максимизировать общий эффект председательств, необходимо предпринять ряд конкретных мер. В частности, либерализовать режим операций с капиталом, рационализировать налоговые проверки, сделать шаги по амнистии убежавших капиталов, наконец, вступить в ВТО. Последнее -- мощный фактор роста роли России в мировой экономике».
Кое-что из этих мер Алексей Кудрин вчера анонсировал. По его словам, планируемая с 1 января 2007 года отмена ограничений по операциям с капиталом может состояться даже раньше. После того как все вложения в Россию не будут ограничены процедурами резервирования на депозитных счетах, а вывоз капитала станет свободным, российский рубль фактически станет полностью конвертируемым.
С точки зрения общих интересов G8 главной темой остается стабилизация нефтяного рынка. «Для восьмерки этот год - год энергетики. Проблемы остаются и обостряются, -- отмечает г-н Лисоволик. -- Мы видим, как развивается ситуация с Ираном. Слышим, как Буш заявляет о необходимости снизить зависимость Америки от поставок энергоносителей из-за рубежа. Объективно ситуация играет на руку России, поскольку она фактически является страной №1 в сфере энергетики. Россия уже выступила с конструктивной инициативой в сфере атомной энергетики. Но одним из важных тестов на зрелость будет принятие закона о недрах. Пока что есть определенные опасения относительно и содержания, и сроков принятия этого закона. Инвесторам хотелось бы как можно скорее и как можно четче понимать правила игры в этой сфере».
В действительности просто стабильно больших поставок российской нефти на рынок недостаточно - их в нынешней ситуации нужно стабильно увеличивать.
«Россия может внести существенный вклад в стабилизацию рынка путем увеличения поставок нефти. Но для этого в самой России нужен хороший инвестиционный климат. А политика властей привела к тому, что роста поставок нет. Налицо контраст риторики с реально проводимой политикой. Так что пока Россия скорее мешает стабилизации рынков, чем помогает», -- говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов.
Помимо прозрачного законодательства о разработке недр, которое дало бы возможность иностранцам инвестировать в добычу, страны-импортеры ждут от Москвы, как и от стран ОПЕК, большей прозрачности данных о запасах нефти. И хотя Россия выдвигает различные инициативы по развитию атомной и других видов энергии, вопросы нефтяного рынка являются обязательными для решения.
В долговых вопросах на руках России - сильные карты. Текущее финансовое состояние позволяет Москве все больше становиться страной-донором, в полной мере участвуя в инициативах по списанию долгов беднейшим странам и по финансированию различных программ в сфере здравоохранения и образования. Бюджет-2006, напомнил вчера Алексей Кудрин, предусматривает возможность списания долгов шестнадцати странам Африки на общую сумму примерно 688 млн долл. Вклад «финансовой восьмерки» в борьбу с эпидемиями, сказал российский министр, может выразиться в создании фонда по закупкам вакцин для нужд беднейших стран, создания в них сети мониторинга болезней, финансировании разработок новых лекарств.
Наконец, в год своего председательства в «большой восьмерке» Россия планирует почти полностью погасить свой внешний долг странам Парижского клуба, сделав это досрочно. Из 21 млрд долл долга, приходившихся на начало года, возможно досрочное погашение порядка 11-12 млрд. Остальное приходится на двух кредиторов, которые, предполагает г-н Кудрин, не согласятся на досрочные выплаты. Одну страну он не стал называть (возможно, по причине сохраняющихся надежд договориться), а вторая -- Германия. Как известно, при канцлере Шредере ФРГ выпустила ценные бумаги, привязанные к платежам России по двустороннему долгу. Поэтому Берлин даже при желании получить средства досрочно не сможет согласиться на предложение России. Но и в этом случае «расчистка» российского долгового портфеля будет достойным итогом председательства в клубе крупнейших мировых держав.
|