2006-02-10 11:07:16 Отношение России к беженцам, выражающееся в частых отказах предоставить им соответствующий статус, высылке на историческую родину, а зачастую и в выдаче спецслужбам государств, которые они вынуждены были покинуть, правозащитники сегодня приравнивают к пыткам. Обнародованный вчера доклад правозащитного центра «Мемориал» «Высылка и выдача из Российской Федерации» готовится как часть общего альтернативного доклада в Комитет ООН против пыток. Как объяснила руководитель программы «Миграция и право» Светлана Ганнушкина, «то, на что наша страна обрекает беженцев, лишая защиты от возвращения в страну, где им грозит преследование, сродни пыткам».
Политика России в отношении беженцев отлично иллюстрируется статистикой. По данным, приведенным г-жой Ганнушкиной, в 1997 году число лиц, официально признанных беженцами и стоявших на учете в миграционном ведомстве, достигало почти 240 тыс. человек. В 2000 году их количество сократилось почти в десять раз -- до 26 тыс. человек. В 2003 году с защищенным законом статусом в России проживало около 9 тыс. беженцев. А вот в 2004 году -- 614 человек. На 1 сентября 2005 года в России насчитывалось всего 548 беженцев, официально признанных Федеральной миграционной службой. То есть за девять лет их количество сократилось в 400 раз.
«Резкое уменьшение числа беженцев отчасти связано с приобретением российского гражданства, однако большинство было просто снято с учета, потому что они не прошли новую процедуру определения статуса, принятую в новой редакции закона «О беженцах», -- объясняет Светлана Ганнушкина. -- Но они никуда не делись. Они просто превратились в нелегальных мигрантов со всеми вытекающими последствиями, вплоть до выдворения в страну происхождения, где они потеряли имущество и где сохраняется угроза их жизни». Например, в практике «Миграции и право» фигурирует дело об «афганских детях», которых коммунистический режим прислал в 1984 году на учебу. Пока ребята учились, режим пал, их родители были расстреляны, и возвращаться им стало некуда. Теперь это уже давно не дети, причем выросшие в светской стране. Высылка их в страну, где сильны экстремистские антикоммунистические организации, по мнению правозащитников, опасна для их жизни. И «афганские дети» торгуют на рынках, не имея возможности легально работать. И прячутся от милиции, даже если обзавелись семьями.
Причины выдворения, замечает г-жа Ганнушкина, могут быть самые ничтожные, основной является отсутствие регистрации по месту пребывания. Суды подходят к решению вопроса формально, не вдаваясь в обстоятельства дела. Тем более что Административный кодекс с 2002 года установил простой механизм избавления от беженцев. В 2003 году было выдворено более 44 тыс. иностранных граждан, в 2004-м -- более 87 тыс., в 2005-м количество выдворяемых продолжало расти, утверждают правозащитники.
Эта статистика, безусловно, расходится с декларируемыми заявлениями российских властей о готовности принимать мигрантов. На практике Россия с легкостью избавляется от чужих и с огромным трудом принимает «своих». Так же противоречиво и недавнее известие о создании межведомственной рабочей группы по разработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Возглавил рабочую группу помощник президента Виктор Иванов, известный тем, что, когда он начал курировать работу комиссии по помилованию, в России на некоторое время вообще перестали миловать раскаявшихся преступников. Представителей гражданского общества, оказывающих конкретную помощь мигрантам, желающим осесть в России, в рабочую группу не пригласили. «Это, мягко говоря, очень странно, -- заявила Светлана Ганнушкина в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Мы в первую очередь специалисты, мы столько лет занимаемся этими вопросами, у нас очень квалифицированные юристы, и кому, как не нам, принимать участие в содействии добровольному переселению соотечественников?»
|