2006-02-13 11:56:32 Вчера стало известно, что уже в середине или конце февраля Москву может посетить делегация радикальной палестинской группировки "Исламское движение сопротивления" (ХАМАС). Об этом заявил спецпредставитель главы МИД РФ по ближневосточному урегулированию Александр Калугин. «Точной даты», по его словам, «пока нет».
В мире неоднозначно отреагировали на решение президента Владимира Путина пригласить в Москву для переговоров лидеров группировки ХАМАС, победившей 25 января на парламентских выборах в Палестинской автономии. МИД Франции в конце прошлой недели, а вчера и МИД Португалии поддержали эту инициативу. Французы считают, что нужно воспользоваться шансом для «нормализации ситуации в районе израильско-палестинского конфликта». "Надо дать ХАМАС шанс", -- заявил и Генсек ООН Кофи Аннан в беседе в Нью-Йорке с министром иностранных дел Израиля Ципи Ливни. Что касается представителей ХАМАС, то они приняли приглашение с большим удовольствием.
США и Израиль на инициативу Путина отреагировали резко негативно. Белый Дом потребовал от России более подробных разъяснений. Пресс-секретарь госдепартамента США Шон Маккормак напомнил, что Москва, будучи членом "квартета" международных посредников (США, Россия, Евросоюз и ООН) ближневосточного урегулирования, осуждала насилие со стороны ХАМАС, этого от России ждут в дальнейшем.
Возмущению израильтян, и политиков, и рядовых граждан, не было предела. «Россия нанесла нам удар в спину», -- заявил министр строительства и образования Меир Шитрит. «Россия плюнула нам в лицо», -- добавила к этому израильская газета «Гаарец». По словам министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, "победа на выборах не обеляет ХАМАС, которая остается террористической организацией". А министр обороны Израиля Шауль Мофаз заявил на встрече со своим российским коллегой: "ХАМАС -- это наша Чечня. Точно так же, как вам угрожают чеченские террористы, нам угрожают "Хизболла" и ХАМАС, а всему миру угрожает "Аль-Каида". Исполняющий обязанности премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт назвал вчера российскую инициативу «ошибочной».
Израильтяне обвиняют Россию в двойных стандартах. Газета «Джерусалим Пост» отмечает, что "израильско-российские отношения оказались на грани самого серьезного за многие годы кризиса". "Москва делит террористов на тех, с кем можно и с кем нельзя договариваться. С одной стороны, Путин обещал "мочить в сортире" террористов из Чечни, которые организовывают теракты. С другой -- он приглашает в Москву тех же самых боевиков, которые стоят за смертями многих израильтян", -- заметил «ВН» источник в МИД Израиля.
"Почему бы Путину не пригласить в Москву чеченских террористов? -- задает в беседе с корреспондентом «ВН» риторический вопрос депутат кнессета, профессор Михаил Нудельман. -- Им ведь есть о чем поговорить".
Корреспонденту «ВН» известен только один политический деятель, который считает предложение России конструктивным, -- это депутат кнессета, лидер левой партии "Демократический выбор" Роман Бронфман. "От бойкота ХАМАС пользы не будет. С группировкой надо пытаться договориться, точно так, как в свое время Израиль договаривался с Организацией освобождения Палестины Ясира Арафата. Американским и израильским дилетантам еще надо поучиться дипломатии", -- заявил г-н Бронфман «Времени новостей».
США, Евросоюз и Израиль официально внесли ХАМАС в списки террористических группировок. В российском черном списке это движение, однако, отсутствует. И, несмотря на протесты Израиля, отступать от своей инициативы Россия не собирается. "Рано или поздно с ХАМАС начнут договариваться все", -- уверен вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов. А спецпредставитель главы МИДа по ближневосточному урегулированию Александр Калугин уточнил, что в первую очередь в Москве хотели бы видеть главу политбюро ХАМАС Халеда Машаля.
Израильтяне считают Халеда Машаля террористом. В 1997 году израильская спецслужба Моссад предприняла неудачную попытку его ликвидации (в столице Иордании Аммане прямо на улице ему впрыснули яд в ухо, но после скандала доставили противоядие). До 1999 года Машаль жил в Иордании, ныне он живет в сирийской столице Дамаске, часто бывает в Катаре.
Иерусалим
|