2006-02-15 09:13:21 Вчера председатель правительства РФ Михаил Фрадков принимал в столичном «Президент-отеле» французского премьера Доминика де Вильпена. На одиннадцатом по счету заседании российско-французской межправительственной комиссии стороны вновь подтвердили приверженность стратегическому партнерству, история которого восходит ко временам Антанты. Правда, в современном виде стратегическое партнерство – это не военный союз, а экономическое сотрудничество. В прошлом году товарооборот между нашими странами составил без малого 9 млрд. долл., и в этом году, уверен российский премьер, рекорд будет побит – не менее 10 млрд. долл.
Вслед за протокольными любезностями, которые соответствовали обстановке – как никак День влюбленных, – парижскому гостю были высказаны претензии, которых у хозяев накопилось немало. Например, от Доминика де Вильпена потребовали конкретики: собирается ли Франция приобретать российский региональный самолет (RRJ)? «Пока неясно, готова ли Франция приобретать этот самолет», – констатировал Михаил Фрадков. Он не счел бестактностью напомнить, что решение устанавливать на RRJ французские двигатели принималось с расчетом, что эта машина будет востребована и авиакомпаниями Франции. Однако пример нашего «Аэрофлота», заявившего о покупке 30 авиалайнеров, партнеры оставили без внимания.
Один в один история повторяется и с учебно-тренировочным самолетом МиГ-АТ. Заявок ВВС Франции на закупку машин нет. МиГ-АТ сохраняет экспортный потенциал, подчеркнул Михаил Фрадков, и Москва ждет от Парижа помощи в продвижении самолета на другие рынки. Еще одна претензия – МВД Франции решило приобрести канадские самолеты Bombardier вместо российских самолетов-амфибий БЕ-200, что, как выразился наш премьер, также «сужает рамки взаимодействия в этой сфере».
Таким образом, реальное наполнение двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий, в данном случае в авиапроме, на поверку часто оказывается улицей с односторонним движением – французы с готовностью подписывают экспортные контракты, но саботируют российский высокотехнологичный импорт. Исключение составляет энергетический диалог, который, по признанию обоих премьеров, развивается более чем успешно. «Мы отмечаем значительный интерес Франции к сотрудничеству в сооружении европейского газопровода, в других проектах, которые могут стать составной частью системы энергетической безопасности», – отметил Михаил Фрадков.
Похоже, наученный необязательностью французов, он нашел асимметричный способ воздействовать на них. Выбор партнеров «Газпрома» по строительству Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и освоению Штокмановского месторождения сделают исходя из коммерческих условий, заявил Михаил Фрадков, подводя итоги заседания межправительственной комиссии. По его словам, французская компания Gaz de France ведет консультации о своем возможном участии в проекте СЕГ, а Total вошла в «короткий лист» из пяти компаний, которые рассматриваются в качестве потенциальных участников освоения Штокмановского месторождения. И все же окончательный выбор ставится в зависимость от определения условий реализации продукции.
Доминик де Вильпен поспешил заявить, что Франция, «конечно, хотела бы продвинуться в решении данных вопросов с Россией». Михаил Фрадков не оценил «валентинку» гостя. «Шансы у всех равны», – философски заметил он. И это очень походило на прозрачный намек: в конечном счете все зависит от того, насколько обязательными зарекомендовали себя в других проектах будущие партнеры «Газпрома».
|