2006-02-15 11:12:53 В США разгорается скандал вокруг бывшего министра финансов 51-летнего Лоуренса Саммерса, который сейчас занимает пост президента Гарвардского университета. В нашей стране он хорошо известен: занимая в администрации Билла Клинтона должности заместителя министра финансов Роберта Рубина и затем собственно министра, г-н Саммерс курировал отношения с Москвой, находясь в тесном контакте с российскими реформаторами. Многие российские чиновники тех времен считают, что Ларри Саммерс -- один из тех, кто определял экономическую политику России.
Как сообщила вчера New York Times, преподавательский состав факультета гуманитарных наук Гарварда намерен добиться отстранения г-на Саммерса от должности. У факультета свои претензии к президенту университета, но теперь ему могут припомнить и все "старые грехи". А именно содействие российским реформам впоследствии обеспечило Саммерсу "пятно" на репутации. В самом начале своей ректорской карьеры, в июле 2001-го, он оказался в центре скандала по поводу российской приватизации. Президент университета решил «прикрыть» своего друга, профессора экономики (New York Times не называет его имя, хотя очевидно, что речь идет об Андрее Шлейфере), в середине 1990-х координировавшего программу помощи России в осуществлении рыночных реформ. По данным американских властей, он использовал информацию и влияние, полученные в ходе своей деятельности в России, для инвестирования на американском финансовом рынке. Благодаря стараниям Саммерса дело удалось «замять» и заключить с американским правительством мировое соглашение. По его условиям Шлейфер (и его коллега Джонатан Хей) заплатил минюсту США штраф в 2 млн долл., а Гарварду как подрядчику правительственной программы пришлось выплатить 26,5 млн долл. (более половины суммы, которая была выделена университету для реализации программы). По словам источников "Времени новостей", знакомых с обстоятельствами дела, в Гарварде многие остались недовольны, что никто в университете не был наказан за подобные финансовые потери -- а наказать следовало не кого иного, как президента университета.
Теперь вокруг Саммерса разворачивается новая история. Поводом для конфликта факультета гуманитарных наук Гарварда с президентом Саммерсом послужило решение декана факультета Уильяма Кирби уйти в отставку прошлым летом. И хотя сам он утверждает, что добровольно принял это решение, в университете поднялась волна протестов. И профессора, и студенты уверены, что Саммерс вынудил декана покинуть свой пост. Они требуют передать крупнейшему в университете факультету право самому избирать своего руководителя. Сейчас эти полномочия находятся в руках Саммерса и членов руководящего совета Гарварда.
Однако особо воинствующие противники президента на предстоящем голосовании готовы рекомендовать совету отправить его в отставку. Дело в том, что простой вотум недоверия не обязывает Саммерса покидать свой пост. Недоброжелатели в очередной раз подчеркивают, что ошибки в кадровой политике -- только вершина айсберга в многолетней череде просчетов Саммерса. На прошлой неделе его уже вызывали на «профессорский ковер». Там ему припомнили и дефицит бюджета факультета, и создание препятствий для найма на работу специалистов в тех дисциплинах, которые «не нравятся» самому президенту, и увольнение ведущих администраторов. Как сообщается, голосование по вопросу о доверии Саммерсу назначено на 28 февраля.
Год назад факультет уже высказывал ему свое неодобрение. Тогда причиной стали неосторожные высказывания Саммерса о том, что «врожденные качества» женщин препятствуют их успехам в научной карьере. Под давлением университетской общественности он принял меры по облегчению доступа женщин на факультет и даже назначил несколько своих самых рьяных критиков на руководящие посты. Это сохранило ему президентское кресло в Гарварде.
Саммерс вошел в историю как один из самых успешных министров финансов США 1990-х годов. На этом посту (Саммерс занимал его в администрации Клинтона с июля 1999-го по январь 2001-го) он смог радикально сократить американский внешний долг, улучшить деятельность фондов социального и медицинского страхования и эффективно руководить финансовой политикой после азиатского кризиса.
|